Мы не любим долго и упорно думать. Когда друг задает вам загадку, обычно уже через 5 секунд мы просим: «Сдаюсь, просто скажи мне ответ». А когда мы все же задумываемся, мы склонны делать скоропалительные суждения, что нередко ведут к принятию неверных решений. Добавьте к этому, что 50% времени мы не замечаем настоящего момента, думая больше о прошлом или будущем (Jha 2022). В этой статье мы приведем результаты исследований о процессе мышления и шаблонах мышления в современном мире. И эти исследования говорят о том, что у современных людей укореняется привычка к клиповому мышлению и сокращается способность к глубокому анализу и качественному принятию решений. Наш сайт посвящен HR и кадровому делу, поэтому наша статья будет полезна для руководителей и кадровиков, которые ищут методы оценки персонала и способы качественного найма персонала с развитыми навыками принятия решений и стратегического мышления.
В наши дни слишком легко спросить ответ у умной колонки или Google. Зачем включать мозги? У нас есть умные телефоны, умные машины и умные дома, так зачем нам самим быть умными?
Искусственный интеллект с каждым годом начинает делать еще больше, и все больше удивляет и пугает своими способностями. Наша способность к анализу и долгосрочному мышлению может атрофироваться, снижать свою эффективность и энергичность из-за недостаточного использования.
Сейчас мы «передали свое мышление на аутсорсинг», и эта тенденция только нарастает с вводом новых технологических решений. Цель состоит в том, чтобы вернуть наше мышление себе и снова стать человеком разумным.
Когда вы в последний раз глубоко задумывались в течение 10 минут без перерыва? Большинство из нас прерываются примерно каждые 3 минуты, и чаще всего мы делаем это сами – мы отвлекаемся 74 раза в день и переключаем внимание каждые 10 минут (Gloria Mark in Thorne, 2020). «Проблема не только в потерянном времени. Мы жертвуем некоторыми из наших лучших мыслей. Я утверждаю, что, если люди меняют контекст каждые 10 с половиной минут, они не могут мыслить глубоко. Люди никак не могут достичь достаточного сосредоточения для глубокого анализа». (Thorne, 2020)
В поведении современного человека уже укоренились 5 привычек, которые настраивают нас на поверхностное мышление и мешают нашему процессу анализа и принятия решений.
В книге Дэниела Канемана «Думать быстро и медленно» размышление называется медленным (спокойным) мышлением. Он утверждает, что мы спокойно думаем, размышляем, анализируем, сравниваем лишь около 2% времени. А все остальное время мы торопимся. На вопрос, почему мы не думаем медленнее, он отвечает, что мы когнитивно ленивы. Медленное мышление энергозатратно, и мы ленимся его включать.
Но проблема с мышлением такая же как с нашим физическим телом – если его не тренировать, оно становится все более слабым и больным. Мы уже понимаем важность уделять время на тренировку тела. Пора целенаправленно уделять время тренировке разума.
Быстрое мышление заложено в нас как механизм выживания. Оно настроено на оценку рисков для выживания. Большинству из нас не нужно больше тренироваться в быстром мышлении. Оно уже инстинктивно заложено в нас. Инстинктивно мы постоянно «на стреме» и ищем угрозы и негатив вокруг нас.
Эта привычка везде искать негатив укоренилось, и она в два раза сильнее позитива, утверждают Тирни и Баумайстер (2019) в книге «Power of Bad». Они заявляют: «Мы не понимаем силу негативного мышления, способную исказить наши суждения, и из-за этого принимаем ужасные решения… Негативные события кажутся нам более важными, мощными и в целом более значимыми, чем позитивные».
Еще одна подходящая метафора для процесса мышления – это движение из точки А в точку В. Проблема в том, что в нашем движении мы снова и снова попадаем в одни и те же пункты назначения. Предположительно, 95% мыслей, о которых мы думаем сегодня, — это те же самые мысли, которые занимали нас вчера. Это все равно что ездить по кругу и никогда так и не попасть в точку В.
В нашем мышлении также накапливаются искажения и ошибки мышления. Обычно они происходят еще из нашего детства и того воспитания, что мы получили от взрослых. Вот наиболее распространенные из них:
Итак, думать медленно — это слишком энергозатратно, а негатив и привычки мышления автоматически захватывают наше внимание и могут преобладать над рациональным принятием решений, приводя к некачественным решениям. Ключ к качественным решениям — знать свои предпочтения в мышлении и быть более внимательным к своему мыслительному процессу. Как сказал Оскар Уайльд, «человек, который не думает сам за себя, не думает вообще». Другими словами, вы должны сами анализировать события и думать о последствиях, а не слепо полагаться на чужие мнения и суждения или просто на авось.
«Верить легче, чем думать. Поэтому верующих гораздо больше, чем думающих». — Брюс Калверт
Особенно важно это для работы руководителя. Управленец ответственен за стратегические решения, и цена его ошибки может быть очень высокой. Качественные стратегические решения невозможно продумывать и принимать в спешке, постоянно отвлекаясь на оперативную работу. Причем, чем выше позиция руководителя в организации, тем важнее для него умение спокойно и сосредоточенно думать и ответственно принимать решения.
Если только это не чрезвычайная ситуация, у нас всегда есть время спокойно подумать. К работе управленца это особенно применимо– его работа не заключается в «затыкании дыр», а в создании условий, чтобы «дыры» не возникали, а процессы в организации только улучшались. То есть в глубоком анализе этих процессов и размышлениях об их улучшении.
В данной статье мы не будем приводить много способов улучшить качество мышления и принятия решений. Мы писали много об этом ранее и приглашаем вас прочитать эти статьи:
Навык принятия решений: как находить качественные решения
Влияние настроения на процесс принятия решений в рабочей среде
Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
Тесты когнитивных способностей: как предсказать эффективность работы кандидата
Мотивационный интеллект: что это, что он дает и как его развить и оценить
3 основных гибких навыка, которые ищут работодатели в 2023 году
Харизма лидера: простой способ ее оценить и усилить
Как предсказать поведение кандидатов оценивая их черты личности
5 главных качеств кандидата, которые ведут к высокой производительности труда
Работодатели очень ценят у сотрудников умение принимать решения объективно и эффективно. Особенно важна развитая компетенция принятия решений для управленцев. Для большинства работодателей она является обязательным условием при найме руководителей.
Как мы писали выше, эта компетенция нарабатывается в процессе аналитической и управленческой работы. Но есть способы ее самостоятельной тренировки – ситуационные тесты на стратегическое мышление и навык принятий решений. Такие тесты помогут замечать неучтенные обстоятельства и прогнозировать развитие событий. Ситуационные тесты представлены в виде кратких сценариев ситуаций, который могут иметь место в рабочем процессе. Чаще всего это какие-то сложные ситуации или конфликты. С ними идут 4-5 вариантов возможных действий в такой ситуации. И то, какое действие выберет кандидат, может много рассказать о нем работодателю. Кроме того, оценить способности к критическому мышлению и стратегическому видению могут помочь опросники черт личности. Мы специализируемся на таких тестах – и можем помочь как соискателям, так и работодателям.
На HRLider мы подобрали для вас крупнейшую русскоязычную базу тестов и опросников при приеме на работу, в том числе более 600 ситуационных тестов на оценку 25 компетенций. Наши тесты помогут вам, если вы соискатель и готовитесь к тестированию, и, если вы представитель работодателя и вам нужно провести тестирование кандидатов. Если вы соискатель, начните с бесплатного демо-доступа по кнопке Попробовать бесплатно ниже или свяжитесь с нами при любых вопросах.
Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку компетенций, личности, мотивации и интеллектуальных способностей кандидатов. Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования, доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов.
Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и рабочая эффективность) у новых сотрудников выросло на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку кандидатов сократились до 60%.
Позвоните нам для консультации по телефону или в мессенджерах +7906-13-77-333 и мы поможем вам решить ваши задачи по оценке и найму лучших сотрудников.
А прямо сейчас вы можете получить бесплатный демо-доступ на EMPLOYER.HRLIDER и оценить функционал нашей платформы. Нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП» и введите Ваш емейл, куда моментально будет отправлен пароль для доступа.
Больше о ситуационных тестах на все гибкие навыки вы сможете узнать в наших специальных статьях:
Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам
Психологические тесты для руководителей
Психометрическое тестирование для специалистов колл-центров и службы поддержки
Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
Особенности тестов SHL, Talent Q, Saville, KENEXA
Мотивационный опросник MQ: его цели и критерии оценки
Тесты на оценку лидерского потенциала Korn Ferry (KFLPA)
Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам
Ключевые компетенции, которые оценивают работодатели при приеме на работу
Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»
Ситуационные тесты на сильные стороны
Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
Рабочие компетенции: определение, типы и примеры оценки
Самоорганизация как компетенция для оценки при приеме на работу
Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления
Как пройти психологический тест при устройстве на работу
Если вы готовитесь к собеседованию, мы рекомендуем наши статьи о тактиках грамотного собеседования.
Как отвечать на вопрос: «Почему вы хотите эту работу?»
3 простых способа запомниться на собеседовании
Как на собеседовании говорить о размере зарплаты
8 умных вопросов для работодателя
Как ответить на вопрос собеседования «Почему вы уволились с предыдущего места работы?»
Какие бывают типы вопросов во время собеседования и как на них отвечать
Как отвечать на вопрос собеседования: «какие ваши самые сильные стороны?»
20 самых популярных вопросов собеседования при найме руководителей