Тесты при приёме на работу
8-800-250-240-6 Звонок по России бесплатный

Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Подготовка

Принятие решений — это основной навык, который каждый сотрудник должен будет использовать для эффективной работы и развития своей карьеры. Чтобы доказать, что вы умеете принимать решения, вам нужно уметь делать наилучший выбор в кратчайшие сроки, а также уметь объяснить причины своего выбора. Как правило, чем выше позиция, тем труднее становятся эти решения. Поэтому оценка персонала и кандидатов на навыки принятия решений наиболее часто применяется для топовых должностей.

Многие сотрудники вынуждены регулярно принимать сложные решения в соответствии с должностными инструкциями; иногда эти решения приходится принимать под сильным давлением. Поэтому работодатели должны знать, что нанимаемые ими люди могут проявлять инициативу и принимать правильные решения в сложных ситуациях.

На управленческих должностях и на работе, где постоянно присутствует фактор риска, навыки принятия решений являются критичным требованием должности. Поэтому работодатели ищут сотрудников, способных принимать верные решения. Для этого компании применяют ситуационные тесты, личностные опросники, центры оценки и собеседования. В нашей статье мы приведем примеры таких вопросов и обсудим стратегию верного ответа на них. Статья будет полезна как соискателям, которые готовятся к тестам и собеседованию, так и работодателям, которые хотят провести оценку этой компетенции у кандидатов.

Ситуационные тесты на принятие решений

Ситуационные тесты и вопросы личностных опросников – это первый этап в оценке соискателей и персонала на навыки принятия решений. Вообще, тесты при приеме на работу и личностные опросники – это инструменты первичного отбора кандидатов. И только те кандидаты, которые покажут высокий балл по тестам и опросникам, приглашаются на следующий этап – центр оценки или собеседование.

Ниже вы можете видеть пример ситуационного теста на оценку навыка принятия решений и решения проблем. В данной ситуации от вас требуется распределить список дел за день.

ситуационный тест навыки принятия решений

Казалось бы, это простой тест. Но без знания ответа в нем легко сделать ошибку при нагромождении рабочих задач. Смотрите правильный ответ ниже – ответили ли вы таким же образом?

ситуационный тест навыки принятия решений ответ

Больше о ситуационных тестах на все гибкие навыки вы сможете узнать в наших специальных статьях:

Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют

Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам

Психологические тесты для руководителей

Психометрическое тестирование для специалистов колл-центров и службы поддержки

Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению

Личностные опросники – еще один популярный инструмент оценки компетенций соискателей. Ниже вы можете видеть вопрос из личностного опросника PIF от компании ЭКОПСИ на оценку навыка принятия решений и решения проблем.

личностный опросник навыки принятия решений ответ

Для того, чтобы уверенно проходить любые тесты при приеме на работу, мы рекомендуем предварительно потренироваться. Чем больше примеров тестов вы увидите и решите, тем легче вам будет на реальном тестировании.

Читайте больше о личностных опросниках и как их успешно пройти в наших статьях:

Личностные опросники: что это такое и в чем их сложность

OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет

Портрет идеального выпускника ВУЗа глазами работодателя (по критериям личностного опросника SHL OPQ32)

Мотивационный опросник MQ: его цели и критерии оценки

Вопросы собеседования для оценки компетенции принятия решений

В процессе собеседования типичные вопросы на оценку навыков принятия решений могут включать следующие:

  • Опишите самое трудное решение, которое вам пришлось принять, и почему оно было таким трудным.
  • Опишите ситуацию, когда принятое вами решение повлияло на других.
  • Как вы пришли к тем или иным выводам?
  • Приведите пример неправильного решения, которое вы приняли, и объясните, почему это было неправильным решением.
  • Вам сложно принимать решения?

Мы рекомендуем отвечать на эти и подобные вопросы, используя методику STAR, объясняя ситуацию, задачу, действие и результат. Убедитесь, что предоставленная вами ситуация подходит для должности, на которую вы претендуете. Делайте ваши ответы краткими, емкими и по существу. Стиль руководства и организационная культура будут определять конкретный процесс, необходимый для принятия решений в конкретной компании.

Некоторые организации могут использовать консенсусный подход, в то время как другие будут полагаться на решения руководства. Большинство российских компаний сочетают авторитарный и демократический стили руководства. И это, в целом, верно – все зависит от конкретных условий, людей и задач. Например, в научных коллективах практически всегда используется коллективный процесс принятия решений. А в армейских, или там, где преобладает ручной труд – почти всегда авторитарный. Для ваших ответов на вопросы о том, как вы принимаете решения, опирайтесь на то, какие задачи вам потребуется решать на новом рабочем месте.

По мере того, как вы выполняете обычную подготовительную работу к собеседованию, важно, чтобы вы внимательно изучили описание должности и тщательно исследовали бизнес, чтобы понять, как ваши навыки принятия решений будут соответствовать требованиям работодателя. Так вы сможете более эффективно подчеркнуть свои навыки как в резюме, так и во время собеседования.

Примеры сценариев на рабочем месте, требующих принятия решений

На рабочем месте может быть много ситуаций, когда необходимо применять навыки принятия решений даже если вы не занимаетесь руководящей или контролирующей работой.

Приведенные ниже сценарии являются примерами как сценариев ситуационных тестов, так и вопросов собеседования, касающихся навыков принятия решений:

  • Признание того, что существует проблема в производственном процессе, и определение причины проблемы
  • Создание концепций во время мозгового штурма для запуска нового продукта.
  • Понимание влияния увеличения часов работы магазина после опроса персонала.
  • Выбор лучшей фирмы для проведения маркетинговой кампании путем подробного анализа конкурирующих предложений.
  • Определение способов экономии затрат, анализ нескольких сфер бизнеса.

Процесс принятия решений

Выделяют следующие шаги в процессе принятия решения:

  • Шаг 1. Определение проблемы, возможности или вызова.
  • Шаг 2: Разработка набора потенциальных ответов или жизнеспособных решений.
  • Шаг 3: Оценка преимуществ и связанных затрат с внедрением каждого решения.
  • Шаг 4: Выбор наиболее подходящего решения или ответа для устранения проблемы.
  • Шаг 5: Этап внедрения.
  • Шаг 6: Анализ влияния решения и внесение необходимых поправок в план действий.

Вышеупомянутые шаги не нужны для каждого решения, но, тем не менее, это полезная основа, когда дело доходит до принятия сложных операционных решений. Если решение нужно принимать быстро, у вас, вероятно, не будет возможности пройти каждый из этих шагов.

Какие факторы могут привести к неправильному принятию решений?

Для того, чтобы более взвешенно принимать решения и отвечать на вопросы об этой компетенции, стоит знать о том, что может помешать. Существует ряд факторов, которые могут негативно повлиять на принятие решений, в том числе:

  • Недостаток информации. Если у вас нет достаточной информации, решения можно принимать без учета всех фактов, но в такой ситуации растет риск ошибки. Лучше выделить время, чтобы собрать необходимые данные, даже если у вас очень короткие сроки.
  • Информационная перегрузка. Слишком много информации, с которой вы не можете справиться, также может нанести ущерб процессу принятия решений. Это можно преодолеть, если отдел или группа соберутся вместе и решат, какая информация является наиболее важной и по каким причинам.
  • Слишком много людей, принимающих решения. Коллективное принятие решения может быть трудным, поскольку у каждого свои взгляды и ценности. Хотя мнение группы важно учитывать, лучше назначить кого-нибудь одного для принятия решения.
  • Личная заинтересованность. Если у кого-либо из лиц, принимающих решения, есть стимул для достижения конкретного результата, справедливый процесс принятия решений может быть поставлен под угрозу.
  • Неготовность к изменениям. Люди часто привязаны к бизнесу, особенно в управленческой команде, и для некоторых перспектива изменений может быть трудной.

На HRLider мы подобрали для вас крупнейшую русскоязычную базу тестов при приеме на работу. Наши тесты помогут вам, если вы соискатель и готовитесь к тестированию, и, если вы представитель работодателя и вам нужно провести тестирование кандидатов. Начните с бесплатного демо-доступа по кнопке Попробовать бесплатно ниже или свяжитесь с нами при любых вопросах.

Попробовать бесплатно

Начать подготовку

Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку компетенций и интеллектуальных способностей кандидатов.  Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования, доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов.

Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и производительность) у новых сотрудников выросло на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку кандидатов сократились до 60%.

Позвоните нам для консультации по телефону или в мессенджерах +7906-13-77-333 и начните работу на EMPLOYER.HRLIDER за 10 минут!


О других тестах от различных тестовых компаний вы сможете узнать в наших статьях:

Тесты Talent Q: особенности, виды, примеры, прохождение

Психометрические SHL тесты

Особенности тестов SHL, Talent Q, Saville, KENEXA

Мотивационный опросник MQ: его цели и критерии оценки

Тесты на оценку лидерского потенциала Korn Ferry (KFLPA)

Все о вербальных тестах

Психологические тесты для руководителей

Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам

Ключевые компетенции, которые оценивают работодатели при приеме на работу

Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению

Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»

Ситуационные тесты на сильные стороны

Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Рабочие компетенции: определение, типы и примеры оценки

Самоорганизация как компетенция для оценки при приеме на работу

Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют

Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления

Как пройти психологический тест при устройстве на работу

Если вы готовитесь к собеседованию, мы рекомендуем наши статьи о тактиках грамотного собеседования.

Как отвечать на вопрос: «Почему вы хотите эту работу?»

3 простых способа запомниться на собеседовании

Как на собеседовании говорить о размере зарплаты

8 умных вопросов для работодателя

Как ответить на вопрос собеседования «Почему вы уволились с предыдущего места работы?»

Какие бывают типы вопросов во время собеседования и как на них отвечать

Как отвечать на вопрос собеседования: «какие ваши самые сильные стороны?»

20 самых популярных вопросов собеседования при найме руководителей