После распада Союза мы теперь живем в условиях жесткой конкурентной борьбы и для успешного существования важно обладать таким умением как конкурентность. Долгое время мы пытаемся ограждать своих детей от жестких реалий конкурентного общества, но настает время, когда им пора задуматься об этом и начинать учиться конкурировать со сверстниками и другими людьми. И обязанность мамы и папы – рассказывать о конкуренции и научить «барахтаться», приводить примеры и быть примером самим. В этой статье мы обсудим, когда стоит начинать и с чего начать такой разговор.
Если детство — это возраст социальной невинности, когда многое из того, что хочется, предоставляется просто по желанию, то подростковый возраст — это начало социальной реальности, когда желаемое нужно заработать или выиграть. По мере того как молодой человек растет, получение того, что он хочет в жизни, становится все больше конкурентным и требует все большей конкурентоспособности.
Соответственно, большинство родителей считает, что первые разговоры о конкуренции и необходимости конкурировать стоит начинать лет с 14 – когда начинает появляется необходимость готовиться к выпускным и вступительным экзаменам. Более амбициозные родители разговаривают о конкуренции с детьми уже с 7-8 лет в свете хороших оценок в школе и успешности в спортивных и иных школах дополнительного образования.
Но реальность большинства российских городов такова, что уже чтобы попасть в хорошую школу малышам с 6-7 лет и их родителям приходится пройти жесткую конкуренцию. Например, в моей семье и в семьях моих знакомых несколько детей 7 лет не попали в те школы, куда изначально хотели и долго ходили в подготовительный класс. Малыши испытали первое серьезное разочарование и первый пример реальной конкуренции. По нашему мнению, первый разговор о конкуренции и необходимости конкурировать следует начинать уже перед школой. Стоит рассказать именно о подобном случае – что в эту школу хотят попасть многие ребята, а в школе всего 100 мест, получается, что многих ребят не возьмут.
Упомянем еще про одно мнение, которое заслуживает внимания. Ицхак Адизес – известный автор книг про управление бизнесом – писал: «Успешного менеджера надо учить с 5 лет». Он считает, что конкурентоспособность – это то, что надо прививать детям как можно раньше. И учить их с 5 лет таким навыкам как управление собственными эмоциями, устойчивость к неудачам и умение строить долгосрочные планы, в том числе планы А и В при разном развитии событий.
Все таки основной школой конкуренции для ребенка в России (да и во всем мире) является обычная средняя школа. Именно в ней ребенок познает первые неудачи и успехи и начинает сравнивать их с успехами и неудачами сверстников.
В первом классе детей стараются особо не загружать, чтобы не соперничать между собой. Но уже со второго класса нагрузка возрастает и становится очевидно различие детей в коллективе класса – градация на отличников и троечников, хулиганов и послушных, популярных и непопулярных. Дети начинают учиться понимать критерии достижения успеха во взаимодействии между сверстниками, учителями и родителями и подстраиваться под них.
Что касается учебы, то в младших классах всем преподают одну и ту же начальную программу. Но с 3-5 классов, а в некоторых школах и раньше, начинается отслеживание способностей на основе успеваемости, и более продвинутый материал предоставляется для более успевающих, а детей со слабыми показателями переводят в менее престижные классы. И теперь академическая успеваемость тоже становится ярким критерием конкурентности.
Отдельным фактором, определяющим популярность школьника в коллективе и перед самим собой, являются его успехи в спорте, даже просто на уроках физкультуры в школе. И среди мальчиков, и среди девочек очень ценятся умелые игроки в командные виды спорта – футбол и другие. Вообще командные игры являются хорошим способом обучения настойчивости и умению добиваться результата, сотрудничеству и командной работе, самообладанию и управлению своими эмоциями.
В конце школы молодые люди вступают в социально сложный и высококонкурентный мир. Теперь конкуренция становится постоянной, а конкурентность и способность конкурировать — важным жизненным навыком, от которого их успех будет зависеть во многих отношениях. Рассмотрим причины, которые определяют конкуренцию и конкурентность.
Конкуренция может служить многим целям. Но люди различаются по тому, насколько комфортно они себя чувствуют при необходимости конкурировать, насколько им нравится соревноваться, и за что они готовы бороться. Однако поскольку конкурентность и готовность бороться за возможности в сложном мире является важным жизненным навыком, в конечном счете, это стоит поощрения со стороны родителей.
Социальная конкуренция — это не хорошо и не плохо; это сложная реальность. И чем старше становится молодой человек, тем актуальнее и сложнее она для него становится. Это серьезная игра, потому что в конце подросткового возраста способность соревноваться, что и есть конкурентность, играет важную роль в обеспечении и развитии независимости во взрослой жизни.
Кроме того, конкурентность это одна из важных профессиональных компетенций, которые работодатели оценивают у кандидатов при приеме на работу. Данная компетенция важна при работе в продажах, где ведется борьба против конкурентов в бизнесе. Также конкурентность оценивается у кандидатов на управленческие должности и при рассмотрении возможности повышения сотрудника. Конкурентность и готовность рисковать входят в модель компетенций, которые оцениваются на платформе тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER
Итак: что сказать о конкуренции своему ребенку. Ниже мы приведем пример беседы для достаточно взрослого и разумного ребенка – подростка лет 13-14.
Те вещи и возможности, которые ты хочешь, часто будут хотеть и другие. Поэтому придется соревноваться за них. Чтобы принять участие в конкурсе за то, что ты хочешь, нужно сделать попытку победить, но попытки сами по себе не гарантируют успеха. Однако, если ты не пытаешься, то ты точно не сможешь выиграть; а если будешь предпринимать попытки, то не будешь выигрывать постоянно.
Несмотря на риск неудачи и разочарования, все равно стоит пытаться. Ведь с каждой попыткой ты получаешь знания и опыт. Проигрыши тоже полезны, ведь они показывают, что в следующий раз стоит сделать, чтобы получить нужный результат, а решимость и уверенность будут расти с каждой новой попыткой. А если ты не попробуешь, то, скорее всего, испытаешь сожаление. Ведь если не попробуешь, то никогда не узнаешь, каково это – испытывать успех.
У нас только одна жизнь, поэтому подумай о том, чтобы провести ее как можно лучше и полнее. Соревнование заключается в том, чтобы рисковать, но жизнь всегда полна рисков. Важность участия в соревновании заключается не только в достижении желаемого результата. Когда ты делаешь попытку, ты проявляешь смелость надеяться. А это само по себе раздвигает границы твоих возможностей.
Хотя конкуренция подразумевает вероятность иногда выиграть, а иногда и проиграть, она связана с большим. Когда ты делаешь попытку, ты подтверждаешь свои права на то, что ты желаешь, и свою возможность это получить. Это то, что действительно важно как для тебя, так и для окружающих.
Учите своего ребенка: беседуйте с ним о том, что такое конкуренция и конкурентность. Рассказывайте примеры из своей жизни. Не стоит считать, что он неразумен для таких бесед. Подростку уже точно надо уметь успешно конкурировать и уметь побеждать. Если его не научите вы, то научат другие, но цена таких уроков может быть очень высокой.
На HRLider вы найдете крупнейшую русскоязычную базу тестов для руководителей и офисного персонала. Эти тесты помогут как оценить себя или подготовиться к устройству на работу, если вы соискатель или пройти тесты конкурса Лидеры России, так и оценить компетенции кандидатов, если вы работодатель. Вы можете начать, посмотрев все тесты и материалы бесплатно в режиме Демо-доступа, и затем выбрать подходящий вам тариф на 6 или 12 месяцев. Желаем удачи и профессиональных успехов!
Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку компетенций, черт личности, факторов мотивации и интеллектуальных способностей кандидатов. Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования, доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов.
Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и рабочая эффективность) у новых сотрудников выросло на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку кандидатов сократились до 60%.
Позвоните нам +7906-13-77-333 и мы за 10 минут расскажем как применять системы оценки персонала, тесты и иные инструменты оценки персонала и кандидатов для вашей организации.
А прямо сейчас вы можете получить бесплатный демо-доступ на EMPLOYER.HRLIDER и оценить функционал нашей платформы. Нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП» и введите Ваш емейл, куда моментально будет отправлен пароль для доступа.
Читайте другие наши статьи про компетенции и найм руководителей:
10 ключевых навыков эффективного лидерства: определения и примеры
Вопросы на лидерство на собеседовании: 10 примеров самых популярных вопросов
Самоконтроль как ключевое качество успешного лидера
Психологическая устойчивость как компетенция при оценке при приеме на работу
8 стратегий поиска лучших управленцев: как найти лидера, который реально обеспечит процветание фирмы
20 самых популярных вопросов собеседования при найме руководителей
Психологические тесты для руководителей
Рабочие компетенции и системы компетенций: определение, типы и оценка
Какие 10 главных ошибок руководителей выявляют ситуационные тесты
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления
OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет
Отличные руководители дают отличную обратную связь
Тесты когнитивных способностей: как предсказать эффективность работы кандидата
Внутренняя мобильность персонала: почему это важно для вашей компании
Корпоративное лидерство в условиях сетевого мира: индивидуальное и групповое лидерство
Создание кадрового резерва и плана преемственности руководителей
Соответствие компетенциям: ключ к повышению производительности труда
Корпоративная культура: 4 типа корпоративной культуры
8 стратегий поиска лучших управленцев: как найти лидера, который реально обеспечит процветание фирмы
10 основных мягких навыков и способы их оценки
Коммуникативные навыки и тесты на оценку навыков коммуникации
Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»
Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
О конкурсе Лидеры России вы можете узнать больше в наших специальных статьях:
Как подготовиться к конкурсу Лидеры России
Тестирование на управленческий потенциал конкурса «Лидеры России»
Полуфинал и финал конкурса «Лидеры России» 2018-2019: ретест и групповые задания