С детства нас приучили рассматривать отстраненность и неуязвимость как основу качеств, определяющих сильного лидера. Мы ожидаем, что настоящие лидеры будут сильными, устойчивыми, и инициативными всегда и во всем. И да, лидерам важно демонстрировать эти качества. Но действительно ли они полная противоположность уязвимости, как многие предполагают?
В декабре 2021 года The Financial Times опубликовала статью, призывающую к новой «эре сочувствия», в которой говорилось, что нам нужны новые лидеры – способные на бОльшую эмпатию и готовые показывать свою уязвимую сторону. Руководители постепенно начинают осознавать, что, будучи более человечными и снимая себя со своих пьедесталов, они повышают взаимопонимание и лояльность со своими подчиненными, и создают более позитивную культуру в своих организациях. Но акцент на эмпатии и уязвимости не означает, что эти лидеры не могут продолжать демонстрировать силу и устойчивость.
В январе 2019 года в исследовательской работе, опубликованной Гарвардской школой бизнеса, сообщалось, что успешным людям полезно открыто говорить о своих чувствах и проблемах. Идея исследования заключалась в том, что люди с большей вероятностью будут позитивно взаимодействовать с людьми, когда они делятся своими неудачами, а также своими успехами. Участники оценивали свои реакции на людей в различных сценариях, и результаты показали, что открытое обсуждение успехов и неудач привело к уменьшению «злобной зависти» (определяемой желанием, чтобы коллега потерпел неудачу) по сравнению с простым обменом успехами.
Все носят маски как в личной, так и в профессиональной жизни. Мы не делимся всеми эмоциями, сомнениями и страхами в каждом разговоре. И для этого есть веские причины, особенно когда речь идет о лидерах, от которых другие люди ждут уверенности и ясного направления.
Но бывают моменты, когда можно позволить маске соскользнуть и стать более откровенным с людьми. Маска может стать препятствием для доверия. Убирая это препятствие, вы впускаете людей в свою душу и позволяете им относиться к вам как к живому открытому человеку. В 2020 и 2021 годах многие сотрудники впервые увидели руководителей своих организаций в домашней обстановке: с котами и бегающими детьми на заднем плане, когда они проводили онлайн-встречи удаленно из дома, и многие впервые поняли, что руководители — это тоже люди.
Лидеры, которые требуют внимания своих команд, больше не могут рассчитывать на их беспрекословное подчинение, как это было раньше. Сотрудники должны хотеть услышать, что говорят их лидеры, и они с большей вероятностью сделают это, если будут лучше их понимать.
Мы склонны видеть уязвимость и устойчивость как взаимоисключающие вещи: одно воспринимается как слабость, а другое — как сила. Но так ли это на самом деле?
В толковом словаре устойчивость определяется как «способность быстро преодолевать трудности». С другой стороны, легче быстро выздороветь с помощью и поддержкой других людей, чем самостоятельно. Если эта поддержка поможет вам легче достичь цели, разве это не сделает вас сильнее?
Многие руководящие роли требуют огромного уровня устойчивости. Неопределенность и риски существуют как внутри организации, так и за ее пределами. Лидерство не равно контролю, и хорошие лидеры приспосабливаются к любым обстоятельствам, которые встречаются на их пути. Окружение себя людьми, которые могут наставлять, советовать и поддерживать вас в этом путешествии, может иметь огромное значение для вашей способности справляться с трудностями, а затем быстро восстанавливаться.
Исторически цари, вожди и президенты стояли на недостижимой для простых смертных высоте, и обычные люди лишь издалека наблюдали за ними. Это наиболее очевидно в том, как многие обыватели до сих пор одержимы жизнью успешных людей, знаменитостей и членов королевской семьи.
Мы ожидаем, что эти лидеры будут лучше нас, будут совершенны. Вот почему их падение кажется нам сильнее, когда они демонстрируют свою человеческую слабость, и поэтому СМИ активно стремятся найти и разоблачить эти недостатки.
В деловом смысле такая вера в силу лидера означает обращение к лидерам за ответами на любые вопросы. И от них ожидается, что у них есть ответы на все вопросы. Но у сильных лидеров не всегда есть ответы, вместо этого они окружают себя людьми, которые вместе могут найти правильное решение, а затем берут на себя ответственность за принятие окончательного решения.
Большинство лидеров достигают вершин в своей организации или отрасли, преуспев в конкретной функции, например, финансах, а не будучи универсалами с глубокими знаниями и пониманием всех наборов навыков в организации. Нам нужно полагаться на людей вокруг нас, чтобы они поделились с нами своим опытом, знаниями и различными точками зрения, если мы собираемся принять наилучшее возможное решение.
Лучшие лидеры не стоят над своей командой и не диктуют подчиненным все, что им надо делать. Они первые среди равных, узнают разные мнения окружающих, а затем определяют путь вперед.
Для работодателей подбор грамотных управленцев является одной из приоритетных задач. При найме руководителей проводится 3-4 этапов отбора, а иногда и больше. Эталонной схемой оценки качеств и способностей управленцев можно считать отборочный процесс конкурса «Лидеры России» — 3 этапа дистанционного тестирования (тесты на интеллект, тесты на знания, тесты на управленческий потенциал), затем 2 этапа очных оценочных мероприятий, которые можно сравнить с этапами собеседования, которые проводятся в компаниях.
У руководителей оцениваются до 30 различных компетенций – основные из них это навыки работы с людьми (гибкие навыки) и управленческие способности. Например, на платформе EMPLOYER.HRLIDER.RU проводится оценка по следующим компетенциям:
Также для успешного руководителя свойственно иметь такой склад характера, который способствует лидерству, умению мотивировать других людей, достигать результата и решать проблемы, а также стратегическое видение.
Отдельно стоит отметить набор компетенций под названием «лидерский потенциал». Это потенциал к успешной управленческой деятельности для сотрудника с отсутствующим или ограниченным опытом управления. Однако именно лидерский потенциал определяет возможную будущую эффективность управленческой работы для сотрудника.
На HRLider вы найдете крупнейшую русскоязычную базу тестов для руководителей и офисного персонала. Эти тесты помогут как оценить себя или подготовиться к устройству на работу, если вы соискатель или пройти тесты конкурса Лидеры России, так и оценить компетенции кандидатов, если вы работодатель. Вы можете начать, посмотрев все тесты и материалы бесплатно в режиме Демо-доступа, и затем выбрать подходящий вам тариф на 6 или 12 месяцев. Желаем удачи и профессиональных успехов!
Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку компетенций, черт личности, факторов мотивации и интеллектуальных способностей кандидатов. Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования, доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов.
Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и рабочая эффективность) у новых сотрудников выросла на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку кандидатов сократились до 60%.
Позвоните нам +7906-13-77-333 и мы за 10 минут расскажем как применять системы оценки персонала, тесты и иные инструменты оценки персонала и кандидатов для вашей организации.
А прямо сейчас вы можете получить бесплатный демо-доступ на EMPLOYER.HRLIDER и оценить функционал нашей платформы. Нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП» и введите Ваш емейл, куда моментально будет отправлен пароль для доступа.
Читайте другие наши статьи про компетенции и найм руководителей:
10 ключевых навыков эффективного лидерства: определения и примеры
Вопросы на лидерство на собеседовании: 10 примеров самых популярных вопросов
Самоконтроль как ключевое качество успешного лидера
Психологическая устойчивость как компетенция при оценке при приеме на работу
8 стратегий поиска лучших управленцев: как найти лидера, который реально обеспечит процветание фирмы
20 самых популярных вопросов собеседования при найме руководителей
Психологические тесты для руководителей
Рабочие компетенции и системы компетенций: определение, типы и оценка
Какие 10 главных ошибок руководителей выявляют ситуационные тесты
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления
OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет
Отличные руководители дают отличную обратную связь
Тесты когнитивных способностей: как предсказать эффективность работы кандидата
Внутренняя мобильность персонала: почему это важно для вашей компании
Корпоративное лидерство в условиях сетевого мира: индивидуальное и групповое лидерство
Создание кадрового резерва и плана преемственности руководителей
Соответствие компетенциям: ключ к повышению производительности труда
Корпоративная культура: 4 типа корпоративной культуры
8 стратегий поиска лучших управленцев: как найти лидера, который реально обеспечит процветание фирмы
10 основных мягких навыков и способы их оценки
Коммуникативные навыки и тесты на оценку навыков коммуникации
Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»
Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
О конкурсе Лидеры России вы можете узнать больше в наших специальных статьях:
Как подготовиться к конкурсу Лидеры России
Тестирование на управленческий потенциал конкурса «Лидеры России»
Полуфинал и финал конкурса «Лидеры России» 2018-2019: ретест и групповые задания