Успешная компания — это организация, которая дает своим сотрудникам позитивную рабочую среду, где они чувствуют уважение, пользу от своей работы, и имеют возможности для развития и роста. Для того, чтобы понять, есть ли все это в вашей организации, и нужны оценка культуры вашей компании. В конце концов, как еще вы сможете узнать, что ваши сотрудники действительно вовлечены и любят свою работу?
Культура компании важна по трем ключевым причинам: она помогает привлечь лучших кандидатов. Исследования показывают, что 46% соискателей при поиске новой работы обращают пристальное внимание на культуру компании. Она помогает удерживать уже нанятый персонал (47% соискателей ищут новую должность из-за плохой культуры компании). И третье: довольные сотрудники, как правило, более мотивированы и продуктивны (на 12%, согласно одному исследованию), что приводит к лучшим финансовым результатам в вашей организации.
Руководители могут использовать оценку культуры компании, чтобы понять, какие меры по работе с персоналом успешны, а какие – нет. Итак, вот все, что нужно знать о том, что такое оценка культуры компании, как ее проводить, и что делать с ее результатами.
Оценка культуры — это процесс, регулярно проводимый отделом кадров для сбора данных об удовлетворенности, мотивации и взаимоотношениях в вашей организации. Отдел кадров опрашивает сотрудников, чтобы оценить культуру на рабочем месте и выяснить, соответствует ли она целям компании. Это позволяет HR и руководству оценить, что в компании идет хорошо, а что можно улучшить. Эта работа является частью общей оценки персонала и дает понимание качества межличностных отношений и коммуникации в вашей компании.
Оценка культуры может включать в себя тестирование, опросы, групповые и личные встречи, фокус-группы, аудиты и другие инструменты, используемые для измерения удовлетворенности сотрудников и получения от них честных отзывов. Она ценна тем, что помогает сотрудникам задуматься об обстановке на рабочем месте, а руководителям – внести изменения в неэффективные процессы и улучшить их.
Прежде чем приступить к оценке культуры вашей компании, необходимо четко определить цель. Определите, чего компания хочет достичь с помощью оценки культуры, конкретные факторы, которые необходимо измерить, и команды, участвующие в оценке. Совместно с руководством определите цель оценки. Цели могут быть такие как: повысить удержание персонала, улучшить качество коммуникации в организации, повысить инициативу низового персонала, повысить вовлеченность и т.д. Определение целей оценки персонала на культуру – это необходимое условие для дальнейшего выбора наиболее подходящих инструментов.
Вы можете использовать различные инструменты оценки культуры. Проведите тестирование или опрос в масштабах всей компании, организуйте фокус-группы или проведите интервью один на один. Выберите наиболее подходящий метод и определите ключевые вопросы, которые необходимо задать. Наиболее популярны тесты и опросники на оценку корпоративной культуры. Тесты являются более точными так как дают варианты действий, но опросники с открытыми вопросами могут дать новую неожиданную информацию. Поэтому лучше совмещать оба эти инструмента оценки культуры.
Помогите сотрудникам понять, как будет проводиться оценка культуры и почему она важна. Устраните их опасения по поводу предоставления честной обратной связи, подчеркнув, что оценка будет анонимной, а результаты помогут улучшить процессы и сделать их жизнь лучше.
После того как процесс определен и объяснен, настало время применить его на практике. Проведите оценку среди сотрудников и соберите всю необходимую информацию.
Уделите время тщательному изучению собранных данных. Погрузитесь в цифры и отзывы, чтобы проанализировать текущее состояние культуры вашей компании. Это наиболее длительный и трудоемкий этап в организации оценки культуры компании, но он и наиболее важен, ведь без него все остальное будет просто впустую потраченным временем.
Обобщите полученные результаты, интерпретации и рекомендуемые шаги по улучшению культуры компании в подробном отчете. Этот отчет будет представлен руководству для составления плана изменений.
Признайте, что даже если сотрудники дали положительные ответы, всегда есть возможность для улучшения. Определите области, требующие изменений, и приступайте к реализации стратегий, направленных на повышение удовлетворенности сотрудников.
После внедрения изменений важно отслеживать ход их реализации и результаты, чтобы убедиться, что они соответствуют видению компании. Такой постоянный мониторинг в конечном итоге определит успех оценки.
Существуют различные типы инструментов и методов, которые HR может использовать для проведения оценки организационной культуры. Вот некоторые из наиболее популярных:
Инструмент оценки организационной культуры (OCAI) — это качественный инструмент, разработанный Кимом С. Камероном и Робертом Э. Куинном для оценки и анализа культуры компании. Взяв за основу систему конкурирующих ценностей (CVF), OCAI определяет четыре различных типа культуры:
Клановая культура: это организация, которая ощущается как дружная семья, способствующая сотрудничеству и дружеской атмосфере. В этой культуре особое внимание уделяется командной работе, участию сотрудников и их развитию, а также сплоченности и моральному духу. Однако войти в такую компанию внешнему человеку очень непросто.
Адхократическая культура: в этой динамичной и предприимчивой культуре высоко ценятся инновации, стремление к риску и адаптивность. Адхократические культуры поощряют творчество, гибкость и непредвзятость, что делает их идеальными для экспериментов. С другой стороны, в условиях кризиса адхократия выживает только если в ней есть лидер-харизматик.
Рыночная культура: ориентированные на результат и конкуренцию, организации с рыночной культурой уделяют большое внимание достижениям и выполнению измеримых целей. Лидерство в таких культурах направлено на эффективное и результативное исполнение. Это сбалансированная корпоративная культура, но и у нее есть недостатки.
Иерархическая культура: структурированная и контролируемая рабочая среда, характеризующаяся стабильностью, эффективностью и формальными процедурами. В иерархических культурах приоритет отдается последовательности и порядку, часто используются бюрократические системы. Больше об этих типах корпоративных культур читайте в нашей статье Корпоративная культура: 4 типа корпоративной культуры
Этот инструмент был разработан для оценки и измерения организационной культуры. Он основан на модели организационной культуры Денисона, которая определяет четыре ключевые культурные черты, имеющие решающее значение для успеха организации.
Миссия: этот критерий оценивает цель организации и согласованность действий сотрудников, измеряя их понимание и приверженность миссии организации.
Адаптивность: оценивая реакцию организации на изменения и способность адаптироваться к внешней среде, этот показатель рассматривает такие факторы, как гибкость, инновации и способность организации к обучению.
Вовлеченность: это измерение определяет уровень вовлеченности и участия сотрудников в процессах принятия решений, оценивает расширение прав и возможностей, командную работу и сотрудничество в организации.
Последовательность: этот аспект измеряет соответствие систем, процессов и действий организации ее ценностям и целям, оценивая стабильность и надежность ее деятельности.
Опросник организационной культуры Denison включает в себя анкету, которую заполняют сотрудники организации. Участники оценивают свое согласие или несогласие с утверждениями, относящимися к четырем культурным чертам. По результатам опроса составляется профиль, отражающий сильные и слабые стороны организации в каждом измерении.
В этих исследованиях часто используются шкалы Лайкерта для оценки восприятия сотрудниками существующей организационной культуры. Вопросы могут касаться таких аспектов, как общение, работа в команде, стиль руководства и соответствие организационным ценностям.
Пульсовые опросы — эффективный инструмент для повышения вовлеченности сотрудников и обеспечения чувства принадлежности к организации. Так, 51% сотрудников отметили, что возможность регулярно высказывать свое мнение приводит к повышению чувства принадлежности к организации и ценности их мнения.
Эти короткие опросы, часто рассылаемые сотрудникам, позволяют в режиме реального времени узнать об их настроениях. Сосредоточившись на конкретных темах, таких как изменения в руководстве или новые льготы на рабочем месте, пульсовые опросы позволяют руководителям оценить реакцию сотрудников и проводить регулярные проверки.
Фокус-группы также могут быть полезны для сбора отзывов при оценке культуры компании. Фокус-группы с большой выборкой могут способствовать открытому и увлекательному обсуждению, поощряя честность среди сотрудников.
HR может использовать показатели эффективности в качестве индикаторов при проведении оценки организационной культуры. Показатели эффективности дают количественные данные, которые проливают свет на различные аспекты организационной культуры. Некоторые показатели эффективности работы сотрудников, которые может анализировать HR, включают:
Ниже мы приведем 11 примеров вопросы для оценки качества организационной культуры в вашей компании.
При составлении опроса для оценки культуры избегайте наводящих вопросов, которые могут запутать результаты. Нужно чтобы сотрудники отвечали искренне и давали вам новую информацию, а не подстраивались под то, что вы хотите слышать. Это означает, что вопросы должны быть четкими, краткими и нейтральными. Избегайте слов с сильной эмоциональной окраской, как «люблю», «не люблю», «терпеть не могу», так как они мешают аналитической работе как вашей, так и респондентов.
После завершения оценки культуры поделитесь результатами с сотрудниками. Также объясните, как компания будет реагировать на результаты, чтобы сохранить веру сотрудников в руководство.
Держите линии связи открытыми. Не должно возникать ощущения, что оценка культуры — это одноразовое исследование. Вместо этого поощряйте сотрудников продолжать давать отзывы о культуре и процессах в компании, будь то в ходе контрольных проверок, опросов или встреч с руководителями.
Продолжайте вовлекать сотрудников в работу и строить командную работу. Когда люди чувствуют себя комфортно среди своих коллег, они обычно более счастливы. Командные мероприятия, спортивные конкурсы и совместные обеды помогут наладить связи.
Мотивируйте сотрудников на максимальную отдачу. Признание их заслуг является наиболее важным фактором, поэтому подумайте о разработке программ поощрения или продвижении уже существующих в компании программ. Когда сотрудники чувствуют, что их видят и ценят в компании, они, скорее всего, будут более вовлечены и продуктивны.
Оценка организационной культуры является важным процессом для каждой организации — сильная корпоративная культура способствует укреплению компании в целом. Проведение такой оценки позволяет оценить качество процессов коммуникации в вашей компании и выявить области, требующие улучшения. Помните, что ни одна компания или коллектив не являются идеальным, и всегда есть возможность улучшить некоторые аспекты.
HR играет ключевую роль в оценке организационной культуры. Убедитесь, что вы выбрали правильные инструменты для своей организации, будь то опрос в масштабах всей компании или личные встречи, чтобы получить необходимые ответы. После того как команда определит методы и разработает продуманные вопросы, HR может провести оценку культуры как часть общей оценки персонала и получить ценные сведения для приведения культуры работы в коллективе в соответствие с видением и идеалами компании.
Мы на EMPLOYER.HRLIDER предлагаем HR-менеджерам малого и среднего бизнеса комплексный набор онлайн-тестов для объективной оценки персонала и кандидатов по 4 направлениям:
Наши преимущества – доступность (стоимость оценки 1 кандидата – от 89 рублей, стоимость пакета – от 4900 рублей), простота использования (старт оценки и чтение результатов за 5 минут, не требует обучения) и точность оценки (валидность 65-70%).
Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и производительность) у новых сотрудников выросла на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку персонала сократились до 60%.
Позвоните нам для консультации по телефону или в мессенджерах +7906-13-77-333 и мы поможем вам решить ваши задачи по оценке и найму лучших сотрудников.
А прямо сейчас вы можете получить бесплатный демо-доступ на EMPLOYER.HRLIDER и оценить функционал нашей платформы. Нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП» и введите Ваш емейл и телефон, мы созвонимся, чтобы определить Ваши задачи.
О других тестах и инструментах оценки персонала вы сможете узнать в наших статьях:
Тесты Talent Q: особенности, виды, примеры, прохождение
Особенности тестов SHL, Talent Q, Saville, KENEXA
Мотивационный опросник MQ: его цели и критерии оценки
Тесты на оценку лидерского потенциала Korn Ferry (KFLPA)
Психологические тесты для руководителей
Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам
Ключевые компетенции, которые оценивают работодатели при приеме на работу
Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»
Ситуационные тесты на сильные стороны
Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
Рабочие компетенции: определение, типы и примеры оценки
Самоорганизация как компетенция для оценки при приеме на работу
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления
Как пройти психологический тест при устройстве на работу
Производительность труда и влияние кадровых стратегий на ее повышение в 2024 году
Где искать кандидатов в 2024 году: новые и забытые источники кандидатов
Больше про конкурс, тесты Лидеры России, советы по подготовке и истории успеха вы можете узнать в наших статьях:
Как подготовиться к конкурсу Лидеры России 2023
Тест на управленческий потенциал и опросник оценки компетенций конкурса «Лидеры России» 2021
Полуфинал и финал конкурса «Лидеры России» 2018-2019: ретест и групповые задания
Суперфинал конкурса Лидеры России 2020: отзыв финалиста и победителя