В данной статье мы расскажем о том, как успешный и опытный руководитель Анна работала над собой, и приведем ее историю становления как гибкого руководителя. Эта статья будет полезна любому управленцу в поиске примеров саморазвития, а также HR-специалистам в поиске инструментов оценки и развития своих сотрудников и кандидатов. Прежде всего, здесь рассматривается развитие способности к адаптации и самоконтролю, но также и целого ряда других гибких навыков.
Отдел кадров в фирме Анны настоял на том, чтобы она обратилась за советом к консультанту по «межличностной коммуникации». По ее словам, это означало: «Они думают, что я плохо умею ладить с другими». Но поскольку Анне было 47 лет, и она была старшим партнером в крупной аудиторской компании, она сильно противилась такому совету от отдела HR, и на самом деле хотела до них донести, что эта директива была несоответствующей ее возрасту и статусу. Дальше мы будем вести повествование от лица Ирины, которая стала консультантом Анны.
Проблема, как мне казалось, заключалась в том, что Анна должна была принять тот факт, что даже самые топовые руководители по-прежнему подчиняются общим правилам, принятым в коллективе. Таким образом, реальная задача Анны заключалась в том, чтобы собрать волю и изменить свою личность, чтобы из Дракона, которого все боятся, превратиться во что-то менее угрожающее. Фирме нужна была Анна – ее опыт и знания, но ей нужно было измениться, чтобы окружающим было с ней комфортно и безопасно. Хватило ли у нее решимости измениться? Сможет ли она проявить достаточную гибкость?
Вопрос был особенно острым, поскольку Анна рассматривалась в качестве кандидата на должность CEO этой компании. Но многие люди из руководства компании могли бы не принять ее лидерство, если бы она оставалась такой же жесткой и критичной. Поэтому я спросила ее: «Готовы ли вы преодолеть свое нежелание меняться и соответствовать ожиданиям других людей?»
Недавно, по ее словам, она устроила разнос менеджеру среднего звена за то, что он не организовал презентационные материалы для клиентов в том же порядке, в котором они были в сопроводительном видео. «Я сказала ему, что он тратит время клиента, и его уровень – это продавать шаурму в киоске на вокзале». Но менеджер пожаловался, и HR поддержал его. «Они поставили мне в укор это упоминание шаурмы, поскольку парень был с армянскими корнями, а у нас в компании работает немало кавказцев и людей многих других национальностей». Анна нуждалась в тренинге эмоционального интеллекта в дополнение к урокам хороших манер. Но я подумала, что это поможет ей преодолеть ее нежелание меняться — то есть, смотреть себе в лицо и пересматривать свои реакции — если она сможет начать действовать более приемлемо прямо сейчас, прежде чем HR отдел начнет давить на нее еще сильнее.
Анна все еще оправдывалась. Она утверждала, что ее поведение по отношению к подчиненным демонстрирует жесткую любовь, подобную той, которая была принята в ее семье – с заботой, но требовательно. Ладно. Может быть, это работало в семье Анны. Но когда ваш личный опыт противоречит реальным требованиям вашей текущей ситуации, вы должны стать требовательны к себе. Вы должны преодолеть свое нежелание действовать способами, которые кажутся непривычными — даже неподходящими — но которые соответствуют нормам того коллектива, в котором вы находитесь.
Я спросила Анну: «Почему бы тебе не попробовать извиниться перед тем парнем, которого ты оскорбила? Это может показаться неудобным, но это может стать переломным моментом, началом траектории к эффективной «межличностной коммуникации». Моя гипотеза заключалась в том, что как только Анна станет более внимательной и более осознанной в том, как она относится к людям, ее отношения с людьми улучшатся. Ей нужно было начать практиковать самодисциплину. Ей нужно было предпринять решительные усилия, которые привели бы к видимым изменениям, даже если в глубине души она так и не обрела смирения, которое сделало бы эти изменения естественной частью ее личности.
Решительность иногда требует, чтобы мы действовали вопреки нашим естественным наклонностям и побеждали наши слабости. Это усложняет задачу, но иногда даже более необходимо.
Две недели спустя Анна сообщила, что извинилась. Она также написала в отдел кадров и сообщила им, что проходит курс в топовом ВУЗе о том, как вести сложные разговоры. Курс вела женщина, которая разработала программу для руководителей бизнеса, оказавшихся между противоречивыми требованиями. «В моем случае, — сказала она мне, — есть противоречие между моими внутренними привычками и стилями поведения и требованиями всех остальных. Думаю, если я хочу быть топовым лидером, мне следует научиться примирять эти требования и устранить это противоречие». Под «примирять» она подразумевала «быть гибкой» и обладать самоконтролем.
Анна подошла к этому начинанию с точки зрения личной заинтересованности. Ни она, ни я не ожидали, что ее привычки быстро изменятся. Но, как и все остальное, что предпринимала Анна, она брала на себя обязательство справиться с проблемой, с которой она столкнулась. Она была полна решимости изменить отношения с окружающими. «Я знаю, что все про меня думают, что я властная, даже стервозная, и мне нужно начать действовать по-другому». Она была полна решимости преодолеть свое нежелание менять свое поведение, то есть свое чувство права на любое поведение, к которому она привыкла, и которое она считала приемлемым и эффективным ранее.
Она использовала свои шесть недель ежегодного отпуска, чтобы совершить экскурсию по офисам своей компании в других городах России и за рубежом (всего она сделала десять поездок). В каждом случае она встречалась с руководителями, а в некоторых случаях и с менеджерами среднего звена, чтобы узнать, чего они хотят от СЕО. Вернувшись, она сообщила мне, что почти все хотели бы иметь чуткого лидера, который осознавал бы конкурентные требования крупного бухгалтерского учета и помогал бы всем работать на самом высоком уровне компетентности.
«Итак, знаете что?» — сказала она. «Я написала отчет о своей поездке и четко дала понять, какие качества люди хотят видеть в лидере. Я не сказала ни слова о своих амбициях, но мне и не нужно было этого делать – они это сами поняли».
Анна проявила необычайную решимость преодолеть свое нежелание меняться. Ее опыт показывает, что решимость быть лидером отчасти основана на противостоянии себе и, что особенно важно, на преодолении нежелания менять свою личность. Это и определяет гибкость руководителя.
Анна все еще работает над собой. Если она не получит должность гендиректора, вернется ли она к старым привычкам в приступе разочарования? Мне кажется, что она провела над собой слишком большую работу, чтобы когда-либо вернуться к этому снова.
Мы узнаем определенные принципы из опыта Анны:
Анна наконец признала, что ее отношение с людьми должно измениться. Решительный лидер признает, что, когда течение поворачивается против него, он должен плыть в новом направлении. Гибкость не умаляет решимости — это часть решимости.
Наш ресурс посвящен оценке кандидатов и сотрудников при найме и повышении. В первую очередь, мы предлагаем методы оценки при помощи психометрических тестов на оценку личности, мотивации, интеллектуальных способностей и профессиональных компетенций.
На HRLider вы найдете крупнейшую русскоязычную базу психометрических тестов на оценку профессиональных компетенций, личности и интеллекта – более 4000 вопросов с полным объяснением решения.
Если вы соискатель, то на нашем сайте вы можете полноценно подготовиться к подобным тестам. Начните с того, чтобы посмотрите наши тесты бесплатно в режиме демо-доступа по кнопке Попробовать бесплатно.
Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку личности, мотивации, компетенций и интеллектуальных способностей кандидатов. Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования, доступность и надежность результатов.
Оставьте Вашу заявку на сайте EMPLOYER.HRLIDER или позвоните нам для консультации по телефону +7906-13-77-333 и мы поможем вам решить ваши задачи по оценке и найму лучших сотрудников.
Больше по теме гибкости/адаптивности и других гибких навыков руководителя читайте в наших статьях:
Адаптивность / способность к адаптации как компетенция руководителя
20 самых популярных вопросов собеседования при найме руководителей
Психологические тесты для руководителей
8 стратегий поиска лучших управленцев: как найти лидера, который реально обеспечит процветание фирмы
Самые эффективные команды: 4 качества лучших рабочих команд
Командная работа и эмоциональный интеллект – две стороны одной медали
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления
OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет
Личностные опросники: что это такое и в чем их сложность
Рабочие компетенции и системы компетенций: определение, типы и оценка
5 главных качеств кандидата, которые ведут к высокой производительности труда
Как нанимать людей быстро, но эффективно
Самоорганизация как компетенция для оценки при приеме на работу
Профессиональная этика работника: что это и как ее оценивают работодатели
Мотивация и карьерные цели кандидатов и сотрудников: как их оценивают работодатели
Нацеленность на результат: оценка компетенции при приеме на работу
Оценка деятельности сотрудника: для чего, как сделать, примеры
Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам
Ключевые компетенции, которые оценивают работодатели при приеме на работу
10 ключевых компетенций, оцениваемых с помощью тестов при приеме на работу
Психологическая устойчивость как компетенция при оценке при приеме на работу
Почему измерение профессиональных компетенций имеет решающее значение для удержания сотрудников
Коммуникативные навыки и тесты на оценку навыков коммуникации
Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»
Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работ