Soft skills, что по-русски «мягкие или гибкие навыки» — это способности личностного характера и навыки общения, которые требуются от кандидатов для успешного ведения бизнеса. Примерами мягких навыков могут быть:
Гибкие навыки иногда называют нарабатываемыми или личностными навыками. Как следует из этого термина, это навыки, которые менее специализированы, менее привязаны к конкретным профессиям и в большей степени соответствуют общему характеру и личности кандидата.
Soft skills связаны с вашим отношением к окружающей действительности и интуицией. Поскольку гибкие навыки в меньшей степени связаны с вашей квалификацией и в большей степени ориентированы на личность, важно понимать, каковы ваши мягкие навыки и как вы могли бы продемонстрировать их работодателю при устройстве на работу.
Особенно это важно для молодых специалистов и студентов, которые устраиваются на свою первую работу. Ведь чаще всего у них еще почти нет опыта и наработанных твердых навыков, поэтому работодатели уделяют большее внимание на их личностные характеристики. В этой статье мы перечислим 10 основных софт скиллз и те способы, которыми работодатели определяют уровень развития гибких навыков у соискателей.
Вот несколько примеров важности гибких навыков для различных профессий:
Soft skills важны не только при взаимодействии с внешними клиентами и партнерами. Они не менее важны, когда дело касается взаимодействия с коллегами. Работодатели ценят навыки межличностного общения, потому что они позволяют работникам эффективно работать в командах.
Продуктивная и здоровая рабочая среда критично зависит от навыков межличностного общения. В конце концов, рабочее место — это межличностное пространство, в котором необходимо строить и развивать отношения, необходимо обмениваться точками зрения, а иногда и разрешать конфликты.
Этот список включает 10 наиболее востребованных среди работодателей гибких навыков. Если вы ими обладаете, то ваши шансы на успешное трудоустройства и карьеру многократно возрастают.
Коммуникация – наверное, самый важный из гибких навыков. Сотрудники с развитыми навыками общения могут эффективно общаться с любой аудиторией, понимать и эффективно действовать в соответствии с инструкциями, а также объяснять сложные вопросы коллегам и клиентам.
Один из основных навыков общения — это умение слушать. Независимо от того, имеете ли вы дело с обращением клиента или работаете с коллегами, навыки слушания помогут вам узнать и правильно отреагировать на обстоятельства, в которых вы оказались.
Позитивный настрой и стремление хорошо работать без постоянного контроля со стороны работодателя — жизненно важный гибкий навык для любого сотрудника.
Он не только демонстрирует надежность и лояльность компании, но также показывает, что вы можете эффективно вписаться в организационную структуру.
Чтобы продемонстрировать свою мотивацию работодателю мы рекомендуем развивать следующие 4 ключевые навыка: оптимизм, амбициозность, обязательность, инициативность.
Лидерство — это мягкий навык, который вы можете продемонстрировать, даже если вы не управляете напрямую другими людьми. Те, у кого есть сильные лидерские качества, смогут вдохновлять других и вести команды к успеху. Это чрезвычайно востребованное качество среди работодателей, особенно в продажах и маркетинге.
Люди с хорошими лидерскими качествами часто обладают рядом навыков, которые нужны в любом бизнесе, в том числе:
Даже если вы претендуете на должность начального уровня, не стесняйтесь продемонстрировать свой лидерский потенциал, показывая, как вы положительно повлияли на других, чтобы достичь успеха в совместной работе.
Ответственность — это редко обсуждаемый, но высоко ценимый работодателями мягкий навык. Вообще самый большой страх любого работодателя – принять на работу безответственного разгильдяя.
Безответственный человек в редких случаях может долго где-то работать, но построение карьеры для него практически невозможно, даже несмотря на возможные протекции и покровительство.
Чтобы продемонстрировать высокий уровень ответственности, убедитесь, что вы владеете следующими навыками:
Это означает принятие ответственности не только за свои личные цели, но и за более широкие цели компании. То есть проявление инициативы по внесению улучшений, принятие на себя ответственности за любые неудачи и действительно заботу о том, чтобы продвигаться к успеху.
Как и в случае с лидерством, эффективная командная работа предполагает сочетание нескольких гибких навыков. Работа в команде для достижения общей цели требует интуиции и межличностной проницательности, чтобы знать, когда быть лидером, а когда — слушателем. Хорошие командные игроки проницательны, а также восприимчивы к потребностям и ответственности других. По нашему опыту, все без исключения крупные работодатели проводят оценку способностей соискателей к командной работе. И почти 50% всех ситуационных тестов оценивают, помимо прочего, этот навык.
Решительность характеризуется умением принимать быстрые и эффективные решения. Однако это не означает безрассудство или импульсивность – это, наоборот, отрицательные качества. И они тоже оцениваются с помощью ситуационных тестов и опросников.
Решительность сочетает в себе несколько разных способностей:
Решительный сотрудник быстро предпримет эффективные и продуманные действия, особенно когда он находится в ситуации неопределенности или стресса. Он готов брать на себя ответственность за последствия своего решения и может быстро адаптироваться, когда совершаются ошибки. Это гарантирует, что возможности не будут упущены из-за длительного анализа или обсуждения. Все эти качества крайне востребованы работодателями, особенно для управленцев.
Решение проблем требует не только аналитических, творческих и критических навыков, но и особого мышления; те, кто может подойти к проблеме с хладнокровием и уравновешенностью, часто найдут решение более эффективно, чем те, кто на это не способен.
Это гибкий навык, который также часто может зависеть от навыков командной работы. Проблемы не всегда нужно решать в одиночку. Возможность знать, кто может помочь вам найти решение и как они могут это сделать, может дать вам большое преимущество.
Многие проекты требуют от людей уметь работать в условиях ограниченного времени и, иногда, с высокими ставками в случае неудачи. Рекрутеры ценят кандидатов, которые демонстрируют решительный настрой, способность ясно мыслить, а также способность эффективно работать в ситуации стресса.
Тайм-менеджмент тесно связан со способностью работать под давлением, а также в сжатые сроки. Сотрудники, которые грамотно распоряжаются своим временем, могут эффективно расставлять приоритеты задач и эффективно организовывать свою работу.
Гибкость — важный мягкий навык, поскольку он демонстрирует способность и готовность принимать новые задачи и новые вызовы спокойно и без суеты.
Гибкие сотрудники готовы помочь там, где это необходимо, берут на себя дополнительные обязанности и могут быстро адаптироваться при изменении планов. Работодатели ищут кандидатов, которые могут проявить готовность и оптимизм и которые воспринимают перемены позитивно.
Это еще один из тех мягких навыков, которые работодатели ищут у кандидатов, особенно важно это для соискателей на менеджерские позиции, где требуется управлять людьми и процессами.
Быть опытным переговорщиком — значит уметь убеждать и оказывать влияние, при этом чутко ища решение, которое принесет пользу всем сторонам. Точно так же разрешение конфликтов зависит от развитых навыков межличностного общения и способности установить взаимопонимание как с коллегами, так и с клиентами.
Как и в случае с квалификациями, вам следует четко выявить и описать свои гибкие навыки. В этом вам может помочь опрос людей, которые вас хорошо знают.
Далее важно полностью изучить компанию-работодателя, куда вы хотите устроиться, и определить, какие из ваших социальных навыков наиболее подходят для этой компании и должности.
После того, как вы определили мягкие навыки, которые требуются данному работодателю, подготовьтесь к тому, чтобы продемонстрировать эти навыки в опросниках, тестах, а затем рассказать о них на собеседовании. Также обязательно включите их в качестве ключевых слов в свое резюме или сопроводительное письмо.
Поскольку мягкие навыки обязательно абстрактны, вам обязательно нужно подкрепить ваши утверждения примерами того, когда вы смогли использовать их для достижения положительных результатов.
Эти примеры могут быть взяты из профессионального, личного или академического опыта. Например:
Первый (если быть наиболее точным, второй после анализа резюме) этап отбора соискателей, на котором оцениваются гибкие навыки – это ситуационные тесты и личностные опросники. Стандартной инструкцией к этим тестам и опросникам является рекомендация не думать долго об ответах, а ставить первое, что приходит в голову, главное – искренность. Но такая инструкция явно не в пользу соискателя.
Наша рекомендация совершенно другая – глубоко анализировать каждый вопрос и ответ в плане того, какая компетенция в нем демонстрируется и оценивается. Понимание, какой гибкий навык оценивается в вопросе, и какой ответ лучше всего его демонстрирует – это ключ к успешной сдаче любого теста. Приведем пару примеров.
В примере ситуационного теста ниже оцениваются коммуникативные навыки – одни из ключевых soft skills.
Как вы можете видеть, каждый ответ по-своему эффективен в достижении бизнес-результата. Но то, как информация доводится до команды, сильно различается.
Больше о ситуационных тестах на все гибкие навыки вы сможете узнать в наших специальных статьях:
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам
Психологические тесты для руководителей
Психометрическое тестирование для специалистов колл-центров и службы поддержки
Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
В настоящее время личностные опросники стали даже более популярным инструментом оценки гибких навыков соискателей и действующих сотрудников. При кажущейся простоте таких опросников – от вас просто требуется выбрать ответ, который, на ваш взгляд, вас лучше описывает – они не так просты и очевидны. Основной подвох – невозможно набрать высокий балл по всем компетенциям. Всегда нужно выбирать что важнее, а чем можно пожертвовать.
Читайте больше о личностных опросниках и как их успешно пройти в наших статьях:
Личностные опросники: что это такое и в чем их сложность
OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет
Мотивационный опросник MQ: его цели и критерии оценки
Работодатели в настоящее время уделяют огромное внимание поиску и оценка гибких навыков у соискателей. Для этого используются тесты и опросники. Кстати, если вы являетесь участником конкурса Лидеры России, то вам стоит уделить особое внимание этим тестам. Тесты на мягкие навыки составляют бОльшую часть теста на управленческий потенциал Лидеры России, а также опросников оценки компетенций. Больше об этих тестах вы сможете прочитать в наших статьях:
Тесты на управленческий потенциал конкурса «Лидеры России»
Как подготовиться к конкурсу Лидеры России 2021
Полуфинал и финал конкурса «Лидеры России» 2018-2019: ретест и групповые задания
Вообще, ситуационные тесты на гибкие навыки являются обязательной частью тестирования кандидатов на управленческие позиции для всех без исключения крупных компаний.
Несмотря на то, что гибкие навыки намного сложнее освоить по сравнению со знаниями, они, безусловно, могут улучшаться с практикой. Улучшение навыков межличностного общения может быть непростым делом, поскольку для этого требуется много самоанализа, что может быть сложно, если вы этого не делали раньше.
Если вы хотите улучшить свои навыки межличностного общения или у вас есть навыки, которые вам нужно развить для работы в определенной роли, вот несколько советов, которые помогут:
На HRLider вы найдете крупнейшую в русскоязычном интернете подборку ситуационных тестов на гибкие навыки. Кроме них у нас есть 3 личностных опросника, многие вопросы которых посвящены оценке soft skills. Если вам скоро предстоит сдавать ситуационные тесты, мы рекомендуем пройти как можно больше тестов на HRLider — это даст вам понимание механизма оценки и навыки быстрого решения вопросов. Гарантируйте свой успех — подготовьтесь!
Начните с того, чтобы посмотрите наши тесты бесплатно в режиме демо-доступа по кнопке Попробовать бесплатно.
Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку гибких навыков, профессиональных компетенций и интеллектуальных способностей кандидатов. Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования, доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов.
Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и производительность) у новых сотрудников выросло на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку кандидатов сократились до 60%.
Позвоните нам для консультации по телефону или в мессенджерах +7906-13-77-333 и мы поможем вам решить ваши задачи по оценке и найму лучших сотрудников.
А прямо сейчас вы можете получить бесплатный демо-доступ на EMPLOYER.HRLIDER и оценить функционал нашей платформы. Нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП» и введите Ваш емейл, куда моментально будет отправлен пароль для доступа. Мы сразу даем Вам 5 бесплатных ссылок на оценку персонала, которые Вы можете использовать прямо сейчас.
Читайте другие наши статьи про оценку компетенций:
Соответствие компетенциям: ключ к повышению производительности труда
Самоконтроль как ключевое качество успешного лидера
Психологическая устойчивость как компетенция при оценке при приеме на работу
8 стратегий поиска лучших управленцев: как найти лидера, который реально обеспечит процветание фирмы
20 самых популярных вопросов собеседования при найме руководителей
Психологические тесты для руководителей
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления
OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет
Личностные опросники: что это такое и в чем их сложность
10 основных мягких навыков и способы их оценки
Коммуникативные навыки и тесты на оценку навыков коммуникации
Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»
Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать