Холдинг «Вертолеты России» (Russian Helicopters, RHC), входящий в состав госкорпорации Ростех, является на 2023 год единственной компанией по производству и обслуживанию вертолетной техники в России. Холдинг объединяет конструкторские бюро, строительные и ремонтные предприятия, ряд заводов по производству комплектующих и сервисные компании. Помимо России холдинг имеет совместные предприятия и совместный бизнес с компаниями из Италии, ОАЭ, Индии, Китая, а сбыт производится по всему миру кроме большинства западных стран, где рынок плотно захвачен западными конкурентами, которых много – Leonardo, Boeing, Robinson и другие.
Холдинг Вертолеты России, как и ОАК и Роскосмос, был образован в 2007 году путем объединения всех вертолетных заводов и КБ в единую структуру, которая в итоге вошла под управление корпорации Ростех. Необходимость объединения и укрупнения была вызвана хроническим кризисом отрасли, который пришел из 90-х после распада СССР. По состоянию на начало 2000-х в России всеми заводами производилось по 2-3 вертолета в год и это считалось удачей для предприятий отрасли и позволяло им хоть как-то выживать и удерживать ключевых сотрудников.
После объединения отрасли и принятия программы перевооружения армии в холдинг наконец-то пошли деньги и поток заказов – в первую очередь на военные вертолеты. В 2007 году компания произвела уже 102 машины, а начиная с 2012 ежегодно компания выпускала по 250-300 вертолетов и этот уровень сохраняется до сих пор. В 2020 году несмотря не пандемию и сокращение спроса со стороны многих гражданских перевозчиков было произведено и поставлено около 200 машин. Соотношение военной и гражданской продукции сейчас составляет примерно 60/40. 45% продукции 2020 года составляли экспортные заказы из Казахстана, Индии, Китая и ОАЭ.
Отдельно в истории российского вертолетостроения стоит отметить, что в СССР все двигатели для вертолетов производились на украинских заводах. Соответственно, после распада Союза российские предприятия закупали двигатели на Украине. В 2015 году власти Украины заблокировали активы холдинга и разорвали все связи со «страной-оккупантом». К такому развитию событий в России готовились, и специалисты завода ОДК-Климов, тоже входящего в Ростех, к этому моменту уже разработали и стали массово производить моторы в России. Решение же украинских властей привело к фактическому уничтожению моторостроительной отрасли на Украине.
По состоянию на 2023 год в холдинге Вертолеты России на большинстве предприятий ситуация устойчивая и оптимистичная. Большое количество заказов как стороны государства, так и частных российских и иностранных заказчиков позволяет предприятиям холдинга чувствовать себя уверенно, проводить инвестиции и увеличивать зарплаты.
В последние годы сильно вырос (на 50%) портфель иностранных заказов. Эксперты утверждают, что в плане цены и качества российские вертолеты превосходят большинство западных аналогов, но административные барьеры (сертификация, признание на уровне властей) блокирует продвижение российской техники на Западе. Там сильна конкуренция с западными производителями. В странах же Азии, Африки и Латинской Америки российские вертолеты признаются лучшими.
Ожидается, что в ближайшие 5-10 лет отрасль вертолетостроения в России будет расти на 10-15% в год, будут появляться новые модели, увеличиваться число заказов, уровень капитала в отрасли и спрос на рабочую силу.
Прогнозы по числу занятых и рабочей силе немного противоречивы. С одной стороны, очевидна тенденция на снижение численности персонала. Если в 2007 году во всех предприятиях холдинга Вертолеты России было занято более 47 тысяч человек, то на 2021 год персонал холдинга уменьшился до 41 тысячи человек. Снижение численности персонала объясняется ростом роботизации и производительности труда – и это явно будет увеличиваться. Ситуация 2022 года привела к тому, что военные заводы корпорации стали работать в 3 смены и активно набирали новых сотрудников. Гособоронзаказ на военные вертолеты в 2022 году стал приоритетом для компании. В 2023 году очевидно, что набор персонала будет продолжаться. Также на всех на предприятиях холдинга значительно выросли зарплаты и соц пакеты. Появилось много молодых сотрудников, карьерное продвижение стало более понятным и прогнозируемым.
Как мы писали выше, в компании ( в мирное время) идет тенденция к сокращению числа сотрудников. Такая же тенденция наблюдается во всех других крупных постсоветских структурах, работающих на оборонную сферу, под крылом Ростеха. И это позитивная тенденция, говорящая о том, что повышается производительность труда и общая эффективность управления на этих предприятиях. Персонал большинства предприятий Ростеха, включая Вертолеты России, стал постепенно молодеть.
В середине 2010-х в холдинге была произведена большая реорганизация и унификация процессов. Вместо сотен регламентов по кадрам, управлению, стандартам качества и прочему, которые были ранее у каждого КБ или завода, были введены общие правила для всех предприятий холдинга. Это значительно упростило взаимодействие между предприятиями и управление в сфере кадровой политики.
Также в этой время были обновлены или построены новые современные офисные и производственные площади, а ряд старых дорогих и неэффективных помещений были выведены из баланса холдинга.
В конце октября 2021 года я (Олег Кадькало) слушал выступление Андрея Богинского в рамках лекции от наставника конкурса Лидеры России в Нижнем Новгороде. Он много рассказывал про кадровую политику. Например, что несколько лет назад зарплата сотрудников холдинга состояла из низкого оклада (15-20 тысяч рублей) плюс 25 различных надбавок, на которые влияло много факторов. Такая схема была сложной и громоздкой, и она явно отпугивала многих кандидатов – в интернете вы найдете массу отзывов из тех времен от обманутых соискателей, которым была озвучена одна сумма, а по факту выплачивалась гораздо ниже – по окладу с минимальными надбавками. В настоящее время средний оклад повышен до 45-50 тысяч рублей и осталось 2-3 надбавки. На 2021 год средняя зарплата на руки на большинстве предприятий холдинга Вертолеты России составляет 65 тысяч рублей.
Разброс зарплат, конечно, может быть достаточно большим. Но это та сумма, которую получает большинство сотрудников.
Зарплата инженеров с надбавками составляет около 55-60 тысяч рублей. Руководящего состава – от 100 тысяч рублей. Производственного персонала с опытом – 65-75 тысяч.
Зарплаты на 2023 год пока неизвестны, но отрасль в целом заливается деньгами из гос бюджета. Можем предположить, что зарплаты значительно выросли.
Из бонусов можно отметить следующие, которые присутствуют во многих структурах корпорации Ростех:
Большинство проблем в данном холдинге, на наш взгляд, являются наследием из 90-х и даже 80-х годов с директивным управлением и низкой эффективностью управленческих процессов. Это такие проблемы как кумовство и необъективность при приеме на работу, низкая компетентность руководителей среднего и высшего состава, пренебрежительное отношение начальников по отношению к работягам, низкая эффективность многих производственных процессов.
Андрей Богинский на встрече рассказывал, что неоднократно слышал критику от руководителей старой школы «Вы ничего не понимаете в вертолетах, как вы можете руководить этой компанией?» На наш взгляд, в этом и кроется корень проблемы. Если обобщить эту проблему, то она звучит так – предприятиями с советских времен руководят инженеры, а не профессиональные управленцы. Чтобы решить проблемы крупных гос предприятий, инженеры должны проектировать машины, финансисты рассчитывать затраты и прибыли, а решения принимать профессиональные управленцы с опытом работы в различных сферах и широким кругозором и пониманием современного мира. К счастью для холдинга Вертолеты России, Богинский является таким управленцем и в холдинге с его приходом начались процессы оздоровления. Многие старые руководители замещаются, эффективность процессов и прибыльность растет.
Кадровая политика, хотя и объединенная в последние годы, все еще ведется предприятиями холдинга отдельно. Это значит, что, если вы хотите устроиться в Вертолеты России, вам придется искать вакансии в каждом из его предприятий отдельно. Списка вакансии на официальном сайте компании rhc.ru нет, как нет его и на большинстве сайтов дочерних предприятий. Хотя, возможно, это нам не повезло, и на момент нашего изучения компании в ней не было открытых вакансий. Что, впрочем, для компании в 41 тыс. человек не характерно.
На hh.ru показаны всего 8 вакансий управляющей компании холдинга Вертолеты России, все из Москвы и все из сферы работы с персоналом.
По отзывам сотрудникам стандартным путем устроиться на предприятия холдинга является отклик на вакансии на hh.ru в конкретные предприятия компании.
На предприятиях холдинга ведется кадровый резерв для перспективных сотрудников, которые рассматриваются на вакансии в управлении. Причем попасть в него уже можно будучи студентом профильного ВУЗа – это возможно для городов присутствия холдинга – Казани, Ростова-на-Дону, Комсомольска-на-Амуре и других. Вообще, компания активно работает с ВУЗами и СУЗами, где готовятся специалисты данной отрасли и, если вы учитесь в этой сфере, то старайтесь показать себя уже с обучения.
Еще одним, нестандартным, но перспективным путем устроиться в Вертолеты России является участие и победа или хотя бы выход в финал конкурса Лидеры России. Вертолеты России как часть Ростеха являются партнером конкурса. Андрей Богинский и ряд других высших управленцев холдинга выступают наставниками победителей и нередко это приводит к тому, что интересным участникам конкурса Лидеры России поступают предложения поступить на работу в Вертолеты России. Причем сразу на высокие и ответственные должности. Больше о конкурсе Лидеры России и том, что он дает и как в нем победить, читайте в наших статьях Как подготовиться к конкурсу Лидеры России 2021 и Суперфинал конкурса Лидеры России 2020: отзыв финалиста и победителя
В холдинге Вертолеты России используются стандартные процедуры отбора соискателей на все вакансии. Это такие как:
В данной статье мы не будем подробно рассматривать все эти этапы. Мы много писали о том, как пройти собеседование. А тесты в Вертолеты России повторяют стандартные тесты для корпорации Ростех – это тесты SHL. Читайте о них ниже по ссылкам:
Ростех: процесс трудоустройства, тесты и собеседование в 2020 году
Числовые тесты при приеме на работу, что это, примеры с ответами, советы как решать
Логические тесты при приеме на работу — что это такое
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам
Психологические тесты для руководителей
Мотивационный опросник MQ: его цели и критерии оценки
OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет
Также читайте наши другие статьи о тактиках успешного собеседования:
Как отвечать на вопрос: «Почему вы хотите эту работу?»
3 простых способа запомниться на собеседовании
Как на собеседовании говорить о размере зарплаты
Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
20 самых популярных вопросов собеседования при найме руководителей
Вопросы на критическое мышление, которые вы можете услышать на собеседовании
Признаки хорошего работодателя: 5 параметров, на которые стоит обращать внимание при поиске работы
8 умных вопросов для работодателя
Как отвечать на вопрос собеседования: «какие ваши самые сильные стороны?»
Как ответить на вопрос собеседования «Почему вы уволились с предыдущего места работы?»
В качестве резюме отметим: холдинг Вертолеты России – это современная успешная компания. Здесь вы сможете получить интересную и нужную стране и людям работу, достойную оплату и возможности для карьерного и профессионального роста.
Если вы хотите работать в холдинге Вертолеты России, мы рекомендуем тщательно готовиться ко всем этапам отбора, особенно к тестам и собеседованию. Уделите подготовке как минимум 3-4 дня, и вы значительно повысите свои шансы на успех.
Источник изображений: официальный сайт холдинга Вертолеты России.