Тесты при приёме на работу

Концептуальные навыки: что это, примеры, способы оценки и развития

Подготовка

В статье Роберта Каца «Навыки эффективного администратора», опубликованной в Harvard Business Review в 1955 году, он описал три аспекта управленческих навыков, которые актуальны и сегодня:

  • Человеческие навыки – то, как вы работаете с людьми;
  • Технические навыки — ваши знания предмета или деятельности;
  • Концептуальные навыки — ваша способность работать с новыми идеями.

Люди с хорошими концептуальными навыками умеют решать сложные проблемы и сценарии, используя творческий или инновационный подход. При найме концептуальные навыки считаются неотъемлемым требованием для руководителей среднего и высшего звена. Поэтому работодатели уделяют большое внимание их оценке у кандидатов на управленческие позиции.

Почему концептуальные навыки полезны?

Концептуальные навыки — это способность формулировать идеи и творческого мышления, необходимого для воображения сценариев и продумывания идей для новых решений.

Люди, которые могут видеть взаимосвязь между идеями и задачами с точки зрения организации в целом, могут создавать новые, прорывные решения.

Как рядовому сотруднику организации вам могут не понадобиться концептуальные навыки для решения проблем в рамках вашей работы. Однако способность мыслить объективно и понимать, как ваша роль вписывается в организацию, поможет вам увидеть, что вы можете сделать, чтобы помочь своей компании достичь ее целей.

Примеры концептуальных навыков

Существует несколько различных гибких навыков, которые подпадают под общий термин «концептуальные навыки». Использование этих навыков создает инновации, поэтому концептуальные навыки имеют большое значение для бизнеса, который должен меняться, чтобы оставаться актуальным.

Если вы сможете развить и улучшить свои концептуальные навыки, вы сможете максимально эффективно использовать свою текущую должность и добиться повышения.

Аналитическое мышление

Чтобы найти новые прорывные решения, необходимо уметь оценивать проблемы и решать, насколько эффективны различные стратегии. Навыки аналитического мышления позволяют увидеть, как работает бизнес, достигает ли компания своих целей и как взаимодействуют отделы.

Анализ возможных решений поможет вам определить наилучший путь решения проблем и принять более взвешенные решения. Определение стратегий и эффективное прогнозирование помогут распознать возможности для улучшения и проанализировать результаты.

Коммуникация

Чтобы понять проблему, вы должны уметь излагать идеи, а также эффективно слушать.

Развитые коммуникативные навыки помогут вам поделиться решениями с нужными людьми и эффективно общаться со всеми сторонами в бизнесе, начиная с высшего руководства и заканчивая клиентами.

Часто недооцениваемым навыком общения является активное слушание. Это гибкий навык, который оказывает реальное влияние на концептуальные способности.

Лидерство

Если у вас нет соответствующих лидерских навыков, чтобы вдохновлять других доверять вам, когда вы принимаете решения и находите творческие решения проблем, вы не сможете достичь значимых результатов.

Как эффективный руководитель, вы захотите, чтобы другие сотрудники вместе с вами достигали целей компании, а также делегировали и управляли другими, следовали вашему творческому мышлению и достигали поставленных целей.

Решение проблем

Расстановка приоритетов, творческое мышление и быстрые безошибочные решения являются важными аспектами навыка решения проблем.

Сбор информации и данных, их анализ, а затем уверенность в принятии решений на основе этой информации — демонстрация хороших навыков решения проблем.

Решение проблем является неотъемлемой частью концептуальных навыков руководителя. Без него не будет логических решений проблем, связанных с ведением бизнеса.

Креативное мышление

Лучшие руководители могут мыслить нестандартно, формулировать идеи и анализировать данные, используя абстрактное мышление, а затем превращать их в решения проблем.

Креативное мышление можно считать самым важным концептуальным навыком для большинства организаций.

психометрические тесты при приеме на работу тестирование персонала оценка кандидатов

Как работодатели оценивают концептуальные навыки

Работодатели проводят оценку концептуальных навыков соискателей в рамках оценки управленческого и лидерского потенциала (как и в конкурсе «Лидеры России»). Для этого используются три базовых инструмента:

  • Тесты на концептуальные навыки;
  • Личностные опросники;
  • Собеседование.

Вопросы тестов и опросников включают в себя такие компетенции как лидерство, навыки управления, креативность, стратегическое мышление, навыки коммуникации, эмоциональный интеллект, гибкость и другие.

В рамках собеседования могут оцениваться все эти же компетенции, но в более кратком виде, потому что в течение 1 часа собеседования просто невозможно провести полную оценку всего имеющего опыта и компетенций. Об этом у нас есть отдельная статья Вопросы на лидерство на собеседовании: 10 примеров самых популярных вопросов

На HRLider вы найдете большую базу тестов на управленческий потенциал, с помощью которых можно подготовиться к тестам на концептуальные навыки для менеджеров и линейного персонала. Смотрите бесплатные примеры таких тестов в рамках демо-режима в разделе Психологические тесты для Руководителей.

А если вы готовитесь к тестам и кейсам конкурса «Лидеры России», то больше о тестах конкурса Лидеры России читайте в наших статьях:

Как подготовиться к конкурсу Лидеры России 2021

Тестирование на управленческий потенциал и управленческую готовность конкурса «Лидеры России»

Как улучшить свои концептуальные навыки

Улучшать свои концептуальные навыки может каждый, независимо от того, ищете ли вы новую роль, продвижение по службе или даже просто хотите развить свои способности.

Хотя сами по себе концептуальные навыки обычно не преподают в ВУЗах или на курсах, есть простые способы их улучшить в повседневной трудовой жизни.

Общайтесь с разными людьми по разным темам

Ключ в развитии концептуальных навыков – большой объем качественного общения. Причем, что вы слышите, часто важнее того, что вы говорите. Активное слушание может помочь вам понять точку зрения других, например, коллег, работающих над общей проблемой.

  • Просите разъяснить вам любые моменты, которые вы не понимаете;
  • Относитесь к вашему собеседнику как к самому важному человеку в данный момент;
  • Ведите только один разговор за раз.

Также важна невербальная коммуникация через язык тела и зрительный контакт. Будьте открыты и доступны, не скрещивайте руки и поддерживайте естественный зрительный контакт. Следите за тем, как вы ведете себя в повседневных разговорах, даже в неформальной беседе в столовой для персонала. Улыбка также важна, если она соответствует ситуации.

Когда вы общаетесь с другими, особенно при решении проблем, скорее всего, будут возникать эмоции. Самосознание (понимание собственных эмоций) и эмпатия (понимание эмоций других) важны для эффективного общения.

Последний аспект эффективного общения — навык, который вы можете легко улучшить — это задавать правильные вопросы правильным образом. Использование открытых вопросов и просьб о разъяснениях сделает разговор максимально полезным и обеспечит получение необходимых деталей. Аспект вопросов так же эффективен, как и аспект слушания, поэтому убедитесь, что вы слушаете ответы.

Если вы будете практиковать эти навыки, вам будет легче общаться с другими людьми, узнавать важную информацию и вдохновлять людей на успех.

Берите на себя роль лидера

Если вы хотите улучшить свои концептуальные навыки, принятие роли лидера позволит вам продемонстрировать умение решать проблемы, творческое мышление и мотивировать других. Если вы можете получить возможность управлять проектом, иметь команду за своей спиной или использовать возможности лидерства в любом месте своей должности, тогда вы можете проявить свои управленческие навыки.

Продемонстрируйте способности, которые вы хотите видеть в людях, которыми руководите. Лидерство требует примера, дисциплины и организованности.

Еще одной частью вашего лидерского инструментария должно быть чувство ситуационной осведомленности. Вам нужно понимать, как каждый человек и отдел, которым вы руководите, взаимодействует с другими, у всех могут быть разные обстоятельства, чувства и мотивы, и вам, как руководителю, важно их знать.

В рамках своей практики лидерства не бойтесь делегировать полномочия. Вы по-прежнему можете руководить, даже не вникая в детали выполнения конкретных задач. Вы можете вдохновлять других, если признаете свои недостатки и можете предложить кому-то другому справиться с чем-то, в чем вы не являетесь лучшим исполнителем. Однако помните, что эффективное делегирование — это не передача скучной работы.

Существует множество курсов по лидерству, и многие ВУЗы предлагают обучение или курсы повышения квалификации. Курсы по менеджменту и лидерству — отличный способ учиться и развиваться.

Наблюдайте

Вы можете развить удивительный уровень концептуальных навыков, просто наблюдая за другими людьми и процессами. Наблюдая за тем, как другие руководители совершают эти скачки творческого мышления и как они придумывают новые идеи, вы можете подпитывать свой творческий огонь.

Вы всегда можете обратиться за помощью и поддержкой к начальству, чтобы изучить стратегии для собственного творческого мышления и анализа.

Не забывайте, что есть и другие источники знаний, которые помогут вам логически обдумать проблему. Следите за отраслевыми тенденциями бизнеса, которым вы занимаетесь, а также для смежных сфер. Может быть полезна информация от конкурентов, которая могла бы помочь вам в принятии решений, поэтому не бойтесь проявлять творческий подход в поиске данных для анализа.

Ищите проблемы, которые нужно решить

Хотя вам может и не понадобиться использовать концептуальные навыки в повседневной работе, поиск проблем, требующих решения, может помочь вам применить свои навыки на практике.

Возьмите что-то из своей повседневной жизни и придумайте новый, инновационный способ справиться с этим.

Возможно, есть проблема с управлением рабочими сменами, для которой вы могли бы разработать улучшенный график или даже создать программу для управления сменами.

Если вы можете определить проблему и предложить ее решение вашему руководству, вы сможете использовать это для внутреннего продвижения или даже в качестве примера в своем резюме для поиска новой работы.

Берите на себя управление проектами

Лучший способ развить свои концептуальные навыки — это использовать их в ежедневной проектной работе. Практический опыт в решении проблем, творческом мышлении, лидерстве и общении — это то, на чем люди учатся лучше всего.

Чтобы эффективно управлять проектом, вам необходимо составить план проекта, который определяет объем того, чего вы пытаетесь достичь, определить ресурсы, команду и массу других деталей. Затем вам нужно собрать все необходимые данные, делегировав задачи по сбору информации.

Используя собранную информацию, вы можете затем использовать анализ и логическое мышление, чтобы превратить данные в решения, сотрудничать с командой и найти работоспособные решения.

На протяжении всего этого процесса вам нужно будет управлять командой, соблюдать сроки и сосредоточиться на сроках. Управление проектом от начала до конца позволяет реализовать все эти навыки.

Концептуальные навыки: выводы

Концептуальные навыки особенно важны для руководителей и менеджеров проектов. Способность придумывать творческие решения проблем и мыслить абстрактно — это необходимый навык практически в любой отрасли.

Работа над развитием своих концептуальных навыков принесет вам пользу не только в вашей нынешней должности, но и в том случае, если вы работаете над продвижением по службе или ищете новую возможность трудоустройства высокого уровня.


Для практики тестов на концептуальные навыки мы рекомендуем посмотреть как можно больше примеров тестов на лидерство и управленческий потенциал – это поможет вам без проблем пройти любое тестирование. Эти же тесты применяются для первичного отбора участников конкурса «Лидеры России». На HRLider мы собрали для вас крупнейшую русскоязычную базу тестов на лидерство. 

Наши тесты помогут вам, если вы соискатель и готовитесь к тестированию, и, если вы представитель работодателя и вам нужно провести тестирование кандидатов. Начните с бесплатного демо-доступа по кнопке Попробовать бесплатно ниже или свяжитесь с нами при любых вопросах.

Попробовать бесплатно

Начать подготовку

Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку компетенций и интеллектуальных способностей кандидатов.  Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования, доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов.

Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и производительность) у новых сотрудников выросло на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку кандидатов сократились до 60%.

Позвоните нам +7906-13-77-333 и мы за 10 минут расскажем как применять наши тесты и иные инструменты оценки персонала и кандидатов для вашей организации.

А прямо сейчас вы можете получить бесплатный демо-доступ на EMPLOYER.HRLIDER и оценить функционал нашей платформы. Нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП» и введите Ваш емейл, куда моментально будет отправлен пароль для доступа.


Читайте больше о том, что оценивают работодатели при приеме на работу, в наших статьях:

10 ключевых навыков эффективного лидерства: определения и примеры

Вопросы на лидерство на собеседовании: 10 примеров самых популярных вопросов

Ключевые компетенции, которые оценивают работодатели при приеме на работу

Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»

Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению

Почему мы нуждаемся в чутком лидерстве больше, чем когда-либо

Профессиональная этика работника: что это и как ее оценивают работодатели

Ситуационные тесты на сильные стороны

Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Рабочие компетенции: определение, типы и примеры оценки

Самоорганизация как компетенция для оценки при приеме на работу

20 самых популярных вопросов собеседования при найме руководителей

Психологические тесты для руководителей

Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют

Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления

OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет

Личностные опросники: что это такое и в чем их сложность

Психометрические SHL тесты

10 основных мягких навыков и способы их оценки

Попробовать бесплатно

Начать подготовку