О том, что такое корпоративная культура, и как ее создать, написано уже много статей и больших книг. Но все равно в подавляющем большинстве организаций, особенно в России, и особенно в малом и среднем бизнесе, никто и никогда не занимался корпоративной культурой. И это еще одно отличие крупного бизнеса от малого и среднего. В крупном бизнесе людей привлекает сильный HR бренд и развитая корпоративная культура, которой уделяется много внимания и ресурсов. Из этого следует, что кандидаты, в первую очередь, стремятся попасть на работу в крупные компании, а эти компании, в свою очередь, имеют возможность выбирать самых сильных и лучших работников с помощью тестирования и иных инструментов оценки персонала. При этом малому и среднему бизнесу достается «то, что осталось». Привлечение и удержание лучших сотрудников имеет решающее значение для успеха любой организации. Однако речь идет не только о предложении высокой зарплаты и плюшек — нужно создать позитивную и поддерживающую рабочую среду, в которой сотрудники чувствуют себя ценимыми, уважаемыми, вовлеченными и уполномоченными вносить свой вклад в уникальное видение.
Рабочее место, в котором люди искренне хотят работать, может привести к повышению производительности, снижению текучести кадров и в целом к более довольным и лояльным сотрудникам. Опрос Gallup показывает, что довольные и лояльные сотрудники приносят на 23% больше прибыли, чем их коллеги, которые не любят свои компании. Хотите зарабатывать на 23% больше? Тогда читайте дальше – эта статья для HR-специалистов и руководителей всех уровней.
Руководство должно четко определить и озвучить коллективу основные ценности, принципы и поведенческие ожидания организации, которые формируют всю корпоративную культуру. Основные ценности должны последовательно доноситься и моделироваться сверху вниз.
Кажется, что это просто – придумать и озвучить ценности компании. Но очень часто руководители делают эту работу «на отвали», и придумывают оторванные от реальности лозунги, которые никого не мотивируют, и никому непонятны – ни персоналу, ни клиентам, ни им самим. Множество даже крупных компаний прокалывались с этим и многократно меняли свои ценности и лозунги. На этом этапе не стоит спешить. Соберите обратную связь в вашем коллективе: что люди считают действительно важным для вашей компании и ее бизнеса, что их вдохновляет работать, в чем они видят пользу вашего бизнеса для людей – это все очень важные вопросы. И на основе ответов на них и строится понятие ценностей, целей и миссии организации.
Управленцы должны подкреплять слова делами и воплощать ценности организации своими собственными действиями, решениями и поведением. Их поведение задает тон для сотрудников, поскольку они считаются образцами для подражания. Лидеры должны нести ответственность за свое поведение, связывая свои оценки производительности и компенсации с ценностями организации.
Недопустимо, когда руководитель наказывает сотрудников за опоздание на рабочее место, а сам запросто может вообще без объявления причин не являться на свою работу. Или заявлять, что мнение каждого сотрудника ценно, и предлагать записать к нему на прием в свободный слот на 15 минут через 6 месяцев, и даже при удаче, просто ничего не сделать с выслушанным предложением и не дать обратной связи.
Здесь мы про найм без стереотипов и предубеждений. Не совсем так, как у наших западных коллег, но с действительно равными возможностями для любого достойного кандидата. Пересматривайте и обновляйте процессы найма, чтобы исключить предубеждения и обеспечить справедливый и равноправный процесс отбора. Рассмотрите возможность внедрения слепых обзоров резюме (без фото и имени), объективных тестов на компетенции, интеллект и личность, структурированных интервью и комиссий по найму, чтобы способствовать объективности и минимизировать неосознанные предубеждения. Именно такие методы и инструменты оценки кандидатов и персонала используются в ведущих компаниях-работодателях. Возможно, вам тоже стоит их внедрить.
Стройте разнообразие и равенство в вашей компании. В ней не должно быть любимчиков и отверженных. Продвигайте культуру уважения, сочувствия и психологической безопасности для каждого сотрудника. Для этого требуется развитый эмоциональный интеллект и ответственность за подчиненных у каждого руководителя. Обе эти компетенции входят в модель управленческих компетенций, по которой проводится оценка управленческого потенциала кандидатов на должности руководителей в нашем сервисе оценки персонала EMPLOYER.HRLIDER
Стремитесь к разнообразию на всех уровнях организации, включая руководящие должности, органы принятия решений и группы ресурсов сотрудников. Это реально улучшает результаты работы, когда разнообразие людей и их опыта дает разнообразие мнений и идей. Разнообразное представительство может помочь сотрудникам из недостаточно представленных групп почувствовать себя увиденными, услышанными и ценимыми в вашей компании.
Создавайте безопасные пространства для сотрудников, чтобы они могли делиться своими мыслями, проблемами и опытом, не опасаясь осуждения или возмездия. Создавайте среду, в которой приветствуются и уважаются различные точки зрения, и где сотрудники чувствуют себя комфортно, выражая свое подлинное «я». Это значит, что любой сотрудник должен иметь возможность сказать даже крупному боссу, если тот «голый» как голый король, а босс обязан его выслушать, поблагодарить за информацию, и принять действия для исправления ситуации с «голым задом», даже если ему изначально кажется, что такой ситуации нет.
Внедряйте программы признания, которые отмечают сотрудников, которые являются примером желаемых культурных атрибутов и поведения. Сотрудники, которые постоянно получают признание от своих руководителей за хорошую работу, в пять раз счастливее – такие результаты приводит Gallup.
Признание и похвала является обязательным элементом сильной корпоративной культуры для мотивации сотрудников. Вот почему все крупные и успешные компании проводят программы вознаграждений и признания, чтобы выразить признательность своим сотрудникам.
Основная цель программ признания – показать персоналу желаемые и поощряемые качества и усилия со стороны персонала. Пример награждаемого Васи, который проявил инициативу, перевыполнил план, и провел успешные переговоры с клиентом, приведшие к крупной сделке – это посыл для всего коллектива: будьте как Вася инициативны и активны, и мы будем вас награждать и хвалить.
Поощряйте открытые линии общения между руководством и сотрудниками и создавайте среду, в которой приветствуются отзывы и идеи. Регулярно запрашивайте отзывы сотрудников с помощью анонимных опросов, фокус-групп или открытых форумов. Используйте отзывы для определения областей для улучшения и внедрения стратегий на основе данных для решения проблем и повышения инклюзивности в организации.
Конкретно это выражается в том, чтобы в организации была создана и настроена система сбора и внедрения мнений и предложений сотрудников. Начните со сбора анонимных предложений в ящик, если у вас в компании все пока плохо, и люди будут бояться открыто выражать свое мнение. Потом можно внедрить регулярные опросы – используйте бесплатные шаблоны от https://kakdela.hh.ru/templates — в них вы найдете все основные инструменты сбора обратной связи, вплоть до организации оценки 360 градусов.
Проявляйте уважение к жизни сотрудников вне работы, предоставляя такие удобства, как гибкий график, возможность удаленной работы, щедрый оплачиваемый отпуск и инициативы по ЗОЖ. Переутомление и выгорание сказываются на психическом здоровье. Поддерживайте психическое здоровье сотрудников и создавайте на рабочем месте культуру психологической безопасности.
Программы оздоровления — это корпоративные инициативы, направленные на поощрение профилактики и способствующие здоровому образу жизни, популяризации спорта, отказу от курения и алкоголя. Более 80% сотрудников, работающих в компаниях, которые занимаются программами благополучия сотрудников, говорят, что им нравится работать. Кроме того, программы благополучия сокращают больничные на 14–19%, а это огромные суммы.
Инвестируйте в личный и профессиональный рост сотрудников, предлагая программы обучения, возможности наставничества и четкие карьерные пути. Например, работодатели могут организовать наставничество и программы, которые связывают сотрудников с разных уровней компании с высшим руководством. В ходе опроса, проведенного в 2023 году компанией SuprJob, только 40% сотрудников российских компаний заявили, что их работодатель инвестирует в них, чтобы помочь им повысить квалификацию.
Работодатели также могут предлагать программы возмещения расходов на непрерывное образование, что приносит пользу сотруднику и организации. Сотрудники ценят рабочие места, которые привержены их профессиональному развитию и предоставляют возможности для продвижения.
Создание желаемой корпоративной культуры, в которой люди хотят работать, — это непрерывный процесс, требующий усилий и лояльности со стороны работодателей и сотрудников. Работодатели могут создать корпоративную культуру, которая привлекает и удерживает лучших сотрудников, уделяя первостепенное внимание благополучию, развитию и вовлеченности сотрудников, одновременно способствуя позитивной и продуктивной рабочей среде. Читайте больше про построение корпоративной культуры в наших статьях:
Корпоративная культура: 4 типа корпоративной культуры
Культура компании — совпадают ли ваши ценности с ценностями ваших новых сотрудников?
Оценка культуры компании: что это и как ее провести в 2024 году
2 важнейших качества руководителя по мнению Уоррена Баффета
7 проверенных способов мотивации сотрудников в 2024 году
Как руководителю мотивировать команду: простой способ менять химию мозга людей
Практически 100% крупных и средних компаний стараются найти сотрудников, которые уже хорошо подходят под их корпоративную культуру – являются мотивированными, вовлеченными, добросовестными, способными и компетентными. Основным способом, который они для этого применяют, являются ситуационные тесты и личностные опросники.
На Employer.Hrlider мы разработали 3 модели компетенций, которые применяются для оценки компетенций, мотивации и личности персонала и соискателей на управленческие должности, в продажи, в службу клиентской поддержки и работы на телефоне и для общих офисных позиций. Больше о них вы сможете узнать в статье Рабочие компетенции и системы компетенций: определение, типы и оценка
На HRLider вы найдете крупнейшую в рунете подборку ситуационных тестов на коммуникативные навыки. Кроме них у нас есть 3 личностных опросника, многие вопросы которых посвящены оценке навыков коммуникации. Если вам скоро предстоит сдавать ситуационные тесты, мы рекомендуем пройти как можно больше тестов на HRLider — это даст вам понимание механизма оценки и навыки быстрого решения вопросов. Гарантируйте свой успех — подготовьтесь!
Начните с того, чтобы посмотрите наши тесты бесплатно в режиме демо-доступа по кнопке Попробовать бесплатно.
Если вы – представитель работодателя и вам нужно провести оценку этих качеств у кандидатов, то на платформе Employer.HRLider.ru вы найдете удобный и доступный инструмент для быстрой и надежной оценки. Мы рекомендуем измерять эти компетенции с помощью первичного отбора при помощи онлайн-тестов, а лучших кандидатов оценивать вопросами поведенческих интервью. Наши преимущества – простота использования, доступность (средняя стоимость одного тестирования – 400 рублей) и надежность результатов.
Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и производительность) у новых сотрудников выросло на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку кандидатов сократились до 60%.
Позвоните нам для консультации по телефону или в мессенджерах +7906-13-77-333 и мы поможем вам решить ваши задачи по оценке и найму лучших сотрудников.
А прямо сейчас вы можете получить бесплатный демо-доступ на EMPLOYER.HRLIDER и оценить функционал нашей платформы. Нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП» и введите Ваш емейл, мы свяжемся с Вами и проведем оценку Ваших кандидатов.
Читайте другие наши статьи про оценку компетенций:
Рабочие компетенции: определение, типы и примеры оценки
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Психологические тесты для руководителей
Соответствие компетенциям: ключ к повышению производительности труда
Рабочие компетенции и системы компетенций: определение, типы и оценка
Ключевые компетенции, которые оценивают работодатели при приеме на работу
Соответствие компетенциям: ключ к повышению производительности труда
Самоконтроль как ключевое качество успешного лидера
Психологическая устойчивость как компетенция при оценке при приеме на работу
8 стратегий поиска лучших управленцев: как найти лидера, который реально обеспечит процветание фирмы
20 самых популярных вопросов собеседования при найме руководителей
Психологические тесты для руководителей
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления
OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет
Личностные опросники: что это такое и в чем их сложность
10 основных мягких навыков и способы их оценки
Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»
Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать