Тесты при приёме на работу

Командная работа и генерация идей: почему мозговой штурм бесполезен, а групповое мышление опасно

Подготовка

Большинство работодателей ставит командную работу в приоритет, когда требуется создать новые идеи и решения. Поэтому особо ценятся люди, способные к продуктивной командной работе. Но современные психологические исследования предлагают взглянуть на генерацию идей в составе группы с другой точки зрения.

В своей книге 1942 года «Как придумать», исполнительный директор по рекламе Алекс Осборн представил свою технику генерации идей, которую он назвал «мозговым штурмом» — процессом, в котором участники делятся идеями, свободными от критики. Идея Осборна оказала огромное влияние на корпоративный мир – и тогда, и оказывает сейчас. Но по словам психолога Сьюзен Каин, проблема заключается в том, что «групповой мозговой штурм на самом деле не работает».

В ее известной книге «Тихо: сила интровертов в мире, который не перестанет говорить», Кейн писала об исследовании 1963 года, в котором обнаружили, что участники исследования создавали больше идей, когда они работали в одиночку, чем в группе, и при этом создали идеи равного или более высокого качества. Кроме того, значительный объем исследований в более поздние годы подтверждал низкую эффективность группового мозгового штурма. Одно исследование показало, что групповые результаты мозгового штурма становятся все хуже по мере увеличения размеров групп.

Организационный психолог Адриан Ференм пришел к выводу: «Если у вас есть талантливые и мотивированные люди и творчество или эффективность являются самым высоким приоритетом, то следует поощрять их индивидуальную, а не групповую работу».

Тем не менее исследователи выяснили, что есть одно исключение: мозговой штурм, проводимый онлайн. Исследования показали, что когда групповой мозговой штурм происходит в Интернете, он не только имеет лучшие результаты, чем индивидуальный мозговой штурм, но и чем больше группа, тем лучше результаты.

Почему мозговой штурм онлайн работает лучше?

Возможно, удаленная работа лучше стимулирует процесс генерации идей у интровертов, но пока это не совсем ясно. Психологи предложили 3 основных объяснения неудач группового мозгового штурма:

  1. В группе некоторые люди склонны сидеть сложа руки и предпочитают, чтобы за них думали другие.
  2. Только один человек может говорить или презентовать идею одновременно, в то время как другие члены группы вынуждены пассивно слушать.
  3. Большинство участников испытывают страх выглядеть глупо перед коллегами.

Третья причина – страх общественного непонимания — порождает еще один важный фактор почему групповые обсуждения часто неэффективны. Эксперимент 2005 года, проведенный нейробиологом Грегори Бернсом, привел к потрясающему выводу: «Группы похожи на однородные сознательные организмы. Если группа думает, что ответ А, то вы, скорее всего, тоже будете считать, что А – верный ответ».

В эксперименте участники группы видели два разных трехмерных объекта на экране компьютера и должны были решить, можно ли повернуть первый объект так, чтобы он соответствовал второму. Результаты: «Когда участники искали ответ самостоятельно, они дали неправильный ответ только в 13,8% случаев. Но когда они искали ответ в группе, и ее члены давали единогласно неправильные ответы, то испытуемые соглашались с группой в 41% случаев». Большинство участников сообщили, что согласились вместе с группой, потому что «они решили, что столько людей не могут ошибаться». Таким образом, они были полностью ведомы мнением других людей.

Когда мы работаем в группах, может быть чрезвычайно трудно понять, о чем человек думает на самом деле. Мы социальные животные, и в группах мы наблюдаем за другими, и осознаем, что за нами наблюдают остальные. «Эффект наблюдателя» — это явление, в котором люди склонны менять свое поведение, когда они знают, что за ними наблюдают. Реальность такова, замечаем мы это или нет, но этот эффект имеет место все время в групповой работе.

Еще большая опасность эффекта наблюдателя состоит в том, что, если участник, не согласный с мнением все группы, преодолевает свой страх и высказывает альтернативное или противоречащее мнение, то он рискует стать объектом общественного порицания и рискует испортить отношения с остальными участниками группы. Все это еще более ухудшает качество групповой работы и групповой генерации идей.

Что из этого следует: самые напористые и активные члены группы определяют мнение всей группы, что выключает из процесса независимого мышления всех остальных участников группы.

В своей книге Каин пишет: «Существует нулевая корреляция между лучшим говорящим и лучшими идеями». Ее выводы: «Это не означает, что мы должны отменить групповую работу. Но мы должны использовать это более разумно».

Как можно избежать этих рисков и улучшить процесс групповой работы?

Чтобы повысить качество групповой работы по поиску новых решений мы рекомендуем следовать трем простым правилам:

  1. Давайте достаточно времени каждому участнику для самостоятельного поиска предложений. Разные люди работают в разном темпе, не стоит торопить медленных и ориентироваться на тех, кто первый «тянет руку». Чаще всего интроверты как раз медленны в своих раздумьях, но обычно именно интроверты предлагают самые оригинальные и свежие идеи.
  2. Давайте каждому участнику обсуждения достаточно времени для презентации своих идей. Запретите другим перебивать и критиковать идеи других участников до момента общего обсуждения.
  3. «Выключайте крикунов» и спрашивайте мнения тех, кто ведет себя тихо. В большинстве групп есть 1-2 человека, кто говорит больше всех. Но, как мы писали выше, существует нулевая корреляция между способностью красиво и много говорить и выдвигать ценные идеи. Обычно ценные идеи поступают от тех, кто сидит и тихо думает, а не от тех, кто громче всех презентует свое мнение.

Эти же рекомендации могут помочь вам, если вы участник конкурса «Лидеры России» и готовитесь к очным мероприятиям этого конкурса – полуфиналу и финалу. Они проходят в формате групповых обсуждений и, в первую очередь, на них ищут лидеров, способных предлагать ценные идеи, а не громко кричать.


Наш ресурс HRLider посвящен тестам при приеме на работу. С нами вы сможете провести самостоятельную оценку своих навыков групповой работы, генерации идей, критического мышления и многих других. А также посмотреть примеры тестов, которые для этого используют работодатели и организаторы конкурса «Лидеры России».

Если вы соискатель, начните с бесплатного демо-доступа по кнопке Попробовать бесплатно ниже или свяжитесь с нами при любых вопросах.

Попробовать бесплатно

Начать подготовку 

Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку компетенций, личности, мотивации и интеллектуальных способностей кандидатов.  Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования (старт работы за 5 минут), доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов.

Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и рабочая эффективность) у новых сотрудников выросло на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку кандидатов сократились до 60%.

Позвоните нам +7906-13-77-333 и мы за 10 минут расскажем как применять системы оценки персонала, тесты и иные инструменты оценки персонала и кандидатов для вашей организации.

А прямо сейчас вы можете получить бесплатный демо-доступ на EMPLOYER.HRLIDER и оценить функционал нашей платформы. Нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП» и введите Ваш емейл, куда моментально будет отправлен пароль для доступа.


Больше о ситуационных тестах на все гибкие навыки вы сможете узнать в наших специальных статьях:

Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют

Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам

Психологические тесты для руководителей

Психометрическое тестирование для специалистов колл-центров и службы поддержки

Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению

Психометрические SHL тесты

Особенности тестов SHL, Talent Q, Saville, KENEXA

Мотивационный опросник MQ: его цели и критерии оценки

Тесты на оценку лидерского потенциала Korn Ferry (KFLPA)

Все о вербальных тестах

Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам

Ключевые компетенции, которые оценивают работодатели при приеме на работу

Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению

Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»

Ситуационные тесты на сильные стороны

Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Рабочие компетенции: определение, типы и примеры оценки

Самоорганизация как компетенция для оценки при приеме на работу

Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления

Как пройти психологический тест при устройстве на работу

О конкурсе Лидеры России вы можете узнать больше в наших специальных статьях:

Как подготовиться к конкурсу Лидеры России

Тестирование на управленческий потенциал конкурса «Лидеры России»

Полуфинал и финал конкурса «Лидеры России» 2018-2019: ретест и групповые задания