Групповые дискуссии на ассесмент центре являются неотъемлемой частью процесса оценки персонала и кандидатов у большинства компаний сферы FMCG и торговых сетей и имеют целью оценить лидерские, коммуникационные и межличностные способности кандидата. В большинстве случаев этот раунд является воротами к финальному этапу индивидуальных собеседований и, следовательно, на нем отсеваются многие кандидаты. Хотя большинство кандидатов стараются заранее подготовиться по нескольким темам, они упускают из виду важнейший фактор в групповой дискуссии – самого оценщика.
Поскольку оценщик решает, кто перейдет в следующий раунд, а кто «останется за бортом», важно понимать, чего именно работодатель в лице оценщика ищет в потенциальных сотрудниках. Хотя в разных организациях требования могут отличаться, тем не менее, существует определенный набор навыков и умений, которые абсолютно необходимы каждому человеку, и именно их пытается увидеть модератор в ходе групповых обсуждений. Каковы же они?
В ходе групповых обсуждений в первую очередь оцениваются ваши коммуникативные навыки и навыки межличностного общения. Способность эффективно передать свою точку зрения является ключевым компонентом. Модераторы всегда в поиске тех, кто может донести свою мысль кратко и доходчиво.
В групповой дискуссии, как правило, участвует до 10 человек, где очевидно влияние одного человека на другого или одного – на группу. Тем не менее, оценщики обращают внимание не только на тех, кто инициировал дискуссию, но и на тех, кто направляет ее в нужное русло. Всестороннее групповое обсуждение с определенным выводом будет всегда оценено по достоинству.
В групповой дискуссии оценивается уровень ваших эмоций и интеллекта. «Подумай, прежде чем сказать», — эта древняя пословица приобретает особое значение в групповом обсуждении. Помните, что внесение значимого вклада в дискуссию принесет вам гораздо больше, чем неловкие спонтанные высказывания.
Групповые дискуссии помогают оценить ваши навыки аналитического мышления и способность мыслить рационально. Модераторы предпочитают кандидатов, которые могут четко, быстро и беспристрастно проанализировать ситуацию. В некоторых случаях вас могут попросить сыграть определенную роль в дискуссии, которая может быть кардинально противоположна вашему личному мнению. В этом случае надо спокойно и объективно представить информацию. Это поможет модератору разобраться, насколько быстро вы оцениваете ситуацию и способны реагировать в соответствии с ней.
В дискуссии основное внимание уделяется аналитическому мышлению, поэтому большинство тем группового обсуждения не требуют специальных знаний. Тем не менее, необходимо иметь представление о текущих делах и событиях в мире, поскольку модератор, как правило, предлагает тему обсуждения в соответствии с ними.
Проектная работа в современном мире требует объединения усилий самых разных специалистов. И умение работать в команде имеет первостепенное значение для успешной реализации любого проекта. Групповая дискуссия является идеальной платформой для оценки этого качества. Она дает возможность модератору оценить навыки общения и характер поведения участников, нужные для успешной работы команды.
Таким образом, внимание оценщика акцентировано на том, что и как говорит человек, на способности кандидата слушать и убеждать других, на его отношении к коллегам и его уверенности в собственных силах.
Начиная групповое обсуждение, вы привлекаете к себе внимание. Это важный шаг, который лучше сделать раньше, чем позже. Однако ваше активное участие без объективного полезного вклада – это минус, так как желание что-то сказать, лишь бы что-то сказать, может выставить вас глупо.
Прежде чем перейти к вопросу эффективного начала группового обсуждения, давайте ответим на важный вопрос:
Почему именно вы должны попытаться быть первым докладчиком в групповой дискуссии?
Начинающий групповое обсуждение устанавливает определенный вектор в последующей дискуссии. Именно в начале обсуждения легче всего удается завладеть вниманием участников дискуссии на достаточно продолжительное время. Если вы это сделаете разумно, ваши шансы на прохождение этапа группового обсуждения значительно повысятся. Начинающий групповую дискуссию, обычно позиционируется как человек, который не уклоняется от инициатив и способен взять ответственность на себя. Зачастую это те качества, которые востребованы в кандидате.
Более того, факт, что именно вы начали групповое обсуждение, создаст мнение, что вы хорошо разбираетесь в заданной теме. Оценщики не преминут это заметить. Наконец, начинающему зачастую удается сопоставить свои мысли по теме и успешно донести их до сведения остальных участников. В любой организации востребованы люди, которые способны принять решение своевременно, что называется, «на ногах».
Групповое обсуждение является важным этапом в процессе набора персонала во многих организациях. В нем рассматриваются различные аспекты требований к соискателю, поэтому становится важным понять, что является основой эффективного группового обсуждения.
Каким по времени должен быть ваш вклад в дискуссию?
Идеально высказаться 3-4 раза по 25-30 секунд. Безусловно, это также зависит от общей продолжительности дискуссии.
1. Слушать не для того, чтобы ответить, а для того, чтобы услышать. Слушать и понимать сказанное, не поняв, не судить.
Прежде чем сформировать свое мнение, разберитесь с темой обсуждения. В противном случае возникает риск того, что вы просто выпадите из дискуссии на предполагаемую тему.
2. Записывать свои мысли.
Как только вы узнаете конкретную тему, ваш мозг набросает вам массу идей. Некоторые из них могут быть по существу, другие – наоборот. Чтобы не упустить чего-то важного, запишите любую возникшую мысль.
3. Если хорошо знаешь тему – первым начинать дискуссию.
Человек, который инициирует обсуждение, играет решающую роль в нем, поскольку устанавливает фундамент, на котором базируется групповая дискуссия. Начинайте, если вы уверены в своих взглядах на тему, причем старайтесь делать это кратко, не отклоняясь от главного.
4. Подкреплять свою точку зрения имеющимися фактами и цифрами
Вместе с мыслями, которые вы выносите на обсуждение, старайтесь привести конкретные примеры и иллюстрации. Это будет хорошим посылом того, что вы владеете материалом и повысит доверие к вашим идеям.
5. Говорить вежливо и профессионально. Уважать других участников дискуссии.
Чем вежливее и тактичнее вы будете говорить, тем легче привлечь внимание и расположение других участников дискуссии. Уважайте собеседников.
6. Контакт «глаза в глаза», смотреть на модератора или кого-либо из собеседников.
В процессе групповой дискуссии немаловажны такие вещи, как зрительный контакт и язык тела. Ваши лучшие идеи могут быть не услышаны, если их не передать должным образом. Кроме того, не делайте лишних телодвижений, таких как прикосновение к носу, откидывание на спинку стула, стук ручкой о стол и т. д.
7. Подвести итог обсуждения, если по результатам дискуссии группой не сложился конкретный вывод.
Обобщение результатов дискуссии так же важно, как и его инициация. Дискуссия, которая заканчивается без заключения, похожа на прием пищи без десерта. Постарайтесь подвести определенный итог к концу обсуждения.
1. «Затыкать» других участников.
Не перебивайте собеседника, старайтесь уважать свободу слова других. Говорите сам и дайте сказать другому.
2. Паниковать, если вы не знакомы с темой.
Если вы не знакомы с проблемой, послушайте других, вникните в суть и только тогда вступайте в дискуссию. Случается так, что человек не имеет никакого представления о теме и начинает нервничать. Не стоит этого делать, в аналогичных случаях такое происходит с 30-40% людей. Просто послушайте других, разберитесь в сути проблемы, и только затем выражайте собственное мнение.
3. Грубо противоречить
Не грубите, если вы не согласны с чьим-либо высказыванием. Будьте максимально вежливым, выражая мнение, отличное от других.
4. Не перебивай других, чтобы получить возможность высказаться.
Никогда не перебивайте участников дискуссии. Это отвлечет всех от обсуждения проблемы и может принести вам крайне отрицательную оценку.
5. Кричать и спорить во время обсуждения.
Сохраняйте спокойствие и не мешайте естественному ходу дискуссии. Доминировать в обсуждении, ставить других в неловкое положение, критикуя их мнение. Эта проблема особенно заметна, если вы участвуете в конкурсе Лидеры России. Если тесты Лидеры России не являются проблемой для подготовленных участников, то участие в полуфинале и финале часто включает эмоциональные дискуссии. И всегда за столом бывает 1-2 участника, которые буквально орут и затыкают всех остальных. Не будьте таким участником — они никогда (ну, почти никогда) не становятся победителями.
Групповые дискуссии обычно проводятся на ассесмент центрах вместе с другими оценочными мероприятиями. Обычно это групповые решения кейсов и ролевые бизнес-игры. Читайте о бизнес кейсах и бизнес-играх в наших специальных статьях.
Ассесмент-центр: методы оценки, технологии проведения, примеры.
Центры оценки: групповые упражнения (дискуссии, кейсы) их виды и примеры.
На HRLider.ru в разделе Кейсы вы найдете подробные инструкции по подготовке к групповым дискуссиям и другим оценочным мероприятиям, а также 6 подробных примеров таких упражнений и 12 групповых кейсов. Мы верим, что залог успеха – в подготовке. Подготовьтесь и вы получите работу вашей мечты.
Начните с бесплатного демо-доступа по кнопке Попробовать бесплатно ниже или свяжитесь с нами при любых вопросах.
Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку компетенций и интеллектуальных способностей кандидатов. Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования, доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов.
Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и производительность) у новых сотрудников выросло на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку персонала сократились до 60%.
Позвоните нам для консультации по телефону или в мессенджерах +7906-13-77-333 и начните работу на EMPLOYER.HRLIDER за 10 минут!
О других тестах от различных тестовых компаний вы сможете узнать в наших статьях:
Тесты Talent Q: особенности, виды, примеры, прохождение
Особенности тестов SHL, Talent Q, Saville, KENEXA
Мотивационный опросник MQ: его цели и критерии оценки
Тесты на оценку лидерского потенциала Korn Ferry (KFLPA)
Психологические тесты для руководителей
Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам
Ключевые компетенции, которые оценивают работодатели при приеме на работу
Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»
Ситуационные тесты на сильные стороны
Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
Рабочие компетенции: определение, типы и примеры оценки
Самоорганизация как компетенция для оценки при приеме на работу
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления