Тесты при приёме на работу
8-800-250-240-6 Звонок по России бесплатный

Синдром самозванца: как помочь сотрудникам справиться с неуверенностью в себе

Подбор персонала

В этом нет никаких сомнений: синдром самозванца влияет на эффективность ваших сотрудников. Синдром самозванца поражает миллионы людей, заставляя их сомневаться в своих способностях и возможностях. Этот психологический процесс, также известный как «феномен самозванца», заставляет людей думать, что они на самом деле недостаточно хороши. Они считают, что их успех нереален даже когда он уже достигнут, и что они не заслуживают большего. Такой образ мышления проникает на рабочие места, заставляя сотрудников жить в страхе, что коллеги сочтут их «мошенниками», занимающими чужое место. Исследования показывают, что более 70% сотрудников хотя бы раз в своей карьере сталкивались с синдромом самозванца. На самом деле, большинство ваших сотрудников борются с внутренними демонами, говорящими им, что они недостаточно хороши. Так как это относится к вашему коллективу? Что вы — кадровик или руководитель — можете сделать, чтобы им помочь? В этой статье мы обсуждаем феномен синдрома самозванца, анализируем факты, связанные с ним, объясняем, как предотвратить его проникновение в культуру вашей компании, и рассказываем вам о том, как HRLider может помочь вам бороться с ним и победить.

Что такое синдром самозванца?

Синдром самозванца недавно стал так знаменит и широко обсуждаем, но в этом психологическом феномене нет ничего нового. Этот феномен был впервые обнаружен психологами Сюзанной Аймс и Полиной Роуз Клэнс в 1978 году. В ходе исследований они обнаружили, что синдром возникает у успешных людей, которые стесняются принять свой успех.

Казалось бы, американская культура, восхваляющая личный успех, наоборот должна способствовать росту эго. И примеров тому немало – западное общество полно людей, которые на склонны переоценивать свои способности и достижения. Но, с другой стороны, традиционное христианское воспитание, носителями которого сейчас являются 2/3 американцев, прививало скромность как добродетель. Советское общество поставило скромность и интересы коллектива еще выше, поэтому у нас еще сложнее в этом плане. В России по данным Международного журнала поведенческих наук, не менее 70% сотрудников хотя бы раз в своей карьере сталкивались с синдромом самозванца.

Когда синдром самозванца был впервые выявлен в 1970-х годах, изначально считалось, что он затрагивает только работающих женщин. Но дальнейшие исследования показали, что мужчины могут в равной степени испытывать феномен самозванца. В России это явление затрагивает не менее 85% сотрудников, но только четверть из них вообще осознает, что оно у них есть. Синдром самозванца встречается чаще, чем мы думаем. Если вы думаете, что на вашем рабочем месте нет феномена самозванца, вы ошибаетесь. Даже очень опытные и сильные сотрудники, в том числе управленцы, часто склонны недооценивать себя. Можем привести в пример историю о победе Ирины Кугуеловой – нашего директора – в конкурсе «Лидеры России». Читайте больше в статье Суперфинал конкурса Лидеры России 2020: отзыв финалиста и победителя

Проблема, которую несет в себе синдром самозванца, состоит в том, что у сотрудника, который недооценивает себя, не хватает мотивации и веры для достижения выдающихся результатов. Это стоит работодателю большой недополученной прибыли. А самому сотруднику стоит недополученных возможностей роста и достижений.

Пять способов борьбы с синдромом самозванца

Несите ответственность за подчиненных

Когда вы боретесь с синдромом самозванца в вашей команде, ответственность за людей со стороны руководителя – это ключ к здоровым и эффективным отношениям в команде. Руководителям важно нести ответственность за свои действия и ошибки. Когда менеджеры подают пример, они показывают остальным членам своей команды, что даже они иногда совершают ошибки и что они всего лишь люди. Точно так же менеджеры должны быть открытыми в обсуждении своей неуверенности в себе с сотрудниками. Сотрудники, страдающие от навязчивых мыслей о собственной ценности, найдут утешение в том, что их руководитель иногда чувствует то же самое, что и они. Просто обязательно развейте эти сомнения, чтобы показать сотрудникам, как справляться с собственным синдромом самозванца.

Создайте открытую среду

Многие великие идеи никогда не воплощаются в жизнь просто из-за страха. Сотрудники могут бояться выражать свои идеи, опасаясь осуждения со стороны коллег. Руководителям важно понимать, что не каждая идея является «плохой». Когда сотрудник озвучивает смелую идею, ее никогда нельзя сразу отвергать. Принимая во внимание каждую идею, руководитель показывает сотрудникам, что их вклад ценен. Это помогает им чувствовать себя достойными и важными для команды. Даже если вы думаете, что идея не идеальна, лучше попытаться найти в ней какую-то ценность. В лучшем случае такая практика приводит к большему количеству инноваций в компаниях. Если инновации являются важной частью культуры вашей компании, важно создать среду свободного мышления для открытого обсуждения.

Обеспечьте надлежащую поддержку и обучение сотрудников

Сотрудники также должны чувствовать себя комфортно, когда им нужна помощь. Работодатели обязаны обеспечить надлежащую поддержку и обучение сотрудников, чтобы они могли уверенно выполнять свои должностные обязанности. Кроме того, это отличная идея предоставить сотрудникам инициативы по развитию, такие как программы наставничества и возможности непрерывного образования. Это не только привилегия, которую сотрудники любят иметь, но и помогает сотрудникам с синдромом самозванца чувствовать, что они достаточно способны, чтобы выполнять свою работу. Предоставление сотрудникам широких возможностей для роста и обучения принесет много пользы вашей компании и культуре работы.

Создайте культуру «без вины»

Сотрудники часто боятся признать, что они совершили ошибку или потерпели неудачу. Они опасаются, что одна эта ошибка может привести к неприятностям или, возможно, даже к увольнению с работы. Этот страх подливает масла в огонь их синдрома самозванца, заставляя их верить, что в конце концов их уволят с работы. Лучший способ бороться с этим — создать культуру «без вины» или, иными словами культуру «возможности ошибки». Это позволяет сотрудникам совершать ошибки, зная, что они, вероятно, не будут иметь фатальных последствий. Неудача не всегда является основанием для увольнения. Когда сотрудник признает ошибку, просто используйте это как способ усвоить урок, чтобы в следующий раз он справился лучше. Сотрудники не роботы. Им нужно напомнить, что они люди, которым позволено быть несовершенными. В данном мы не говорим, что допускать много ошибок – это нормально. Совершенно не так. Лучше всего подход к обучению и ошибкам описал Максим Батырев словами «учить-лечить-мочить». То есть, сначала вы обязаны правильно обучить нового сотрудника. Потом, если он допускает ошибку – помочь ему ее исправить и никогда снова не допускать. Но у сотрудника, который допускает ошибки и не учится на них, нет права не учиться – такого можно и «мочить».

Нормализуйте поощрение и частую обратную связь

Поощрение сотрудников — один из лучших способов борьбы с синдромом самозванца в офисе. Сотрудники, борющиеся с навязчивыми мыслями о том, что они недостаточно хороши, нуждаются в поддержке своих коллег. Это относится не только к поддержке со стороны руководителя. Вся команда должна нести ответственность за поддержку друг друга. Важно также упорядочить празднование успехов. Сотрудникам не следует стыдиться или осуждать их за то, что они отмечают свои достижения. Дайте сотрудникам возможность отпраздновать свои достижения и поощряйте остальную часть вашей команды не бояться сообщать кому-либо, что они отлично поработали. Им нужно знать, что их успех был достигнут благодаря тому, что они способны на него, много работают и обладают отличными навыками.

Обратная связь также важна при борьбе с синдромом самозванца. Без руководства неуверенный в себе сотрудник может подумать, что его отличная работа не очень хороша. Чаще проверяйте сотрудников. Убедитесь, что обратная связь носит конструктивный и актуальный характер, и обязательно подчеркните то, что они делают хорошо.

HRLider помогает бороться с синдромом самозванца

Интеллектуальная платформа оценки талантов EMPLOYER.HRLIDER — это идеальный способ помочь сотрудникам развеять любые сомнения относительно своих способностей. Наши тесты основаны на психологии и предсказывают эффективность работы. Оценивая личностные качества, мотивацию, компетенции и когнитивные способности кандидата, мы можем получить важную информацию о том, насколько хорошо он вписывается как в должность, так и в культуру вашей компании. Мы настоятельно рекомендуем показывать вашим новым сотрудникам их отчеты о тестировании. Эти отчеты являются надежными и точными. Они доказывают сотрудникам, что они вполне способны хорошо работать и вписываться в вашу организационную культуру, основываясь как на их естественных когнитивных способностях, так и на том, кем они являются как люди.

Кроме того, наши оценки имеют индикаторы, которые измеряют такие компетенции, как перфекционизм, надежность, стремление к результату и умение решать проблемы. Сотрудники, подверженные синдрому самозванца, нередко показывают очень высокие баллы по этим категориям. Тщательно изучив результаты оценки сотрудника, вы сможете понять, какие сотрудники могут быть склонны к синдрому самозванца. Это позволяет вам внимательно следить за ними, чтобы вы могли сразу же устранить любые потенциальные проблемы.

Тесты при приеме на работу

Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести комплексную оценку профессиональных компетенций, факторов мотивации, личностных характеристик и интеллектуальных способностей кандидатов.  Платформа тестирования кандидатов при приеме на работу EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования (отправка тестов кандидату за 5 минут), доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов.

какова цель участия в конкурсе лидеры россии 2019-2020


Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и рабочая эффективность) у новых сотрудников выросло на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку кандидатов сократились до 60%.

Позвоните нам по телефону или в мессенджерах +7906-13-77-333 и мы откроем для вас демо-доступ на EMPLOYER.HRLIDER с бесплатными 5 ссылками на тестирование кандидатов и расскажем как применять наши тесты и иные инструменты оценки персонала и кандидатов для вашей организации.


Читайте наши другие статьи о методах и инструментах оценки кандидатов в менеджеры по продажам и ключевых качествах сотрудников для оценки:

Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам

Тенденции изменений в сфере продаж и компетенций менеджеров по продажам

Соответствие компетенциям: ключ к повышению производительности труда

Рабочие компетенции и системы компетенций: определение, типы и оценка

5 главных качеств кандидата, которые ведут к высокой производительности труда

Как нанимать людей быстро, но эффективно

Самоорганизация как компетенция для оценки при приеме на работу

Профессиональная этика работника: что это и как ее оценивают работодатели

Мотивация и карьерные цели кандидатов и сотрудников: как их оценивают работодатели

Нацеленность на результат: оценка компетенции при приеме на работу

Оценка деятельности сотрудника: для чего, как сделать, примеры

Ключевые компетенции, которые оценивают работодатели при приеме на работу

10 ключевых компетенций, оцениваемых с помощью тестов при приеме на работу

Психологическая устойчивость как компетенция при оценке при приеме на работу

8 стратегий поиска лучших управленцев: как найти лидера, который реально обеспечит процветание фирмы

Почему измерение профессиональных компетенций имеет решающее значение для удержания сотрудников

Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению

Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»

Ситуационные тесты на сильные стороны