В столице США Вашингтоне есть традиция: раз в год журналисты и политики обедают вместе и подшучивают друг над другом. Джо Байден присутствует каждый год на этих мероприятиях и пытается шутить. А его предшественник Дональд Трамп отказывался посещать какие-либо из этих собраний в течение четырех лет своего пребывания в должности. Джимми Картер и Ричард Никсон также их не посещали, а Рональд Рейган, с другой стороны, был настолько ими увлечен, что звонил из больничной палаты, чтобы обменяться с журналистами шутками, оправляясь от покушения. В этой статье мы рассмотрим, важно ли чувство юмора и юмор вообще для эффективного управленца в его работе.
Большинство исследователей и обывателей сходятся во мнении, что юмор важен как инструмент лидерства. Чувство юмора настолько важно для лидерства, что при поиске руководителей некоторые кадровые агентства оценивают кандидатов в руководители на основе их чувства юмора.
Психологи Прист и Суэйн провели исследование влияния чувства юмора на восприятие руководителей со стороны их подчиненных. В ходе двух исследований, проведенных в Военной академии США, студентов попросили вспомнить особенно эффективных или неэффективных лидеров, а затем оценить их в соответствии с их чувством юмора.
В первом исследовании они обнаружили, что лидеры, которые умели мягко шутить, были оценены студентами выше, чем лидеры без юмора. Во втором исследовании участников попросили вспомнить особенно хороших или плохих начальников, с которыми им приходилось сталкиваться, а затем оценить чувство юмора, интеллект и физические способности этих начальников. Хорошие руководители оценивались выше по юмору при схожих показателях интеллекта и физических способностей.
Исследование авторов Ромеро и Пескосолидо показало, что юмор руководителя на работе вызывает прилив психологической и физиологической энергии у членов команды. Они пришли к выводу, что:
«Юмор — это организационный инструмент, который при правильном использовании может быть эффективным для улучшения рабочей среды. Организационные преимущества включают повышение сплоченности группы, уменьшение конфликтов и повышение эффективности управленческой работы».
Когда мы оцениваем кандидатов на работу, мы оцениваем их юмор по шкале от 0 (холодный) до 10 (теплый). Чувство юмора 0 означает, что кандидаты и люди, которые их рекомендовали, не могут вспомнить ни одного случая, когда кандидат демонстрировал чувство юмора. Чувство юмора 1 можно описать такими терминами, как «едкий», «саркастический» и «неприятный» — оно высмеивает третью сторону и вызывает презрительный смех.
10 — высший уровень теплого юмора. Это доброжелательный и неоскорбительный тип юмора приглашает слушателей посмеяться вместе с говорящим.
Уровень 5 одновременно теплый и холодный. В нем есть и мягкость, и небольшой сарказм. 5-уровневый юмор быстро повышает сплоченность команды. Это одновременно саркастично и тепло. Вот пример:
«Маша! Я одновременно рад и удивлен, что ты вернулась к работе после отпуска на Мальдивах. Рад, потому что ты одна из лучших в нашей команде. Удивлен, потому что думал, ты к нам не вернешься в Новосибирск в январе».
В нашей работе по подбору кандидатов на управленческие позиции мы задаем кандидатам открытый вопрос: «Как бы вы описали свое чувство юмора и не могли бы вы привести любой юмористический прием, который вы использовали в своей работе?»
Реакция кандидата на вопрос часто дает представление о том, на какой стороне шкалы юмора он находится: если он улыбается и ему легко приходит на ум забавная история, он склонен к более теплому юмору.
Чувство юмора и юмор — важный инструмент лидерства. Можно ли научить управленца с нулевым чувством юмора демонстрировать на публике чувство юмора 5-го или 10-го уровня? Трудно, но можно. Мы считаем, что научиться можно всему, если стараться. Начните коллекционировать шутки, которые вам нравится. Больше общайтесь с людьми, у которых хорошее чувство юмора. Для вдохновения поищите книги об остроумии знаменитых мужчин и женщин. Так, шаг за шагом, и вы разовьете свое умение шутить по-доброму и вдохновляюще для ваших подчиненных и коллег.
Наш ресурс HRLider.ru посвящен онлайн тестам и опросникам. Мы подобрали для вас крупнейшую русскоязычную базу ситуационных тестов на оценку управленческих компетенций и управленческого потенциала – более 400 вопросов на 23 год. Многие из этих тестов также предназначены для оценки эмоционального интеллекта и личностных качеств – в том числе таких как чувство юмора. А всего у нас более 4000 тестовых вопросов. Пройдите наши тесты, чтобы подготовиться к тестированию и объективно оценить уровень развития ваших навыков и компетенций.
Начните с бесплатного демо-доступа по кнопке Попробовать бесплатно ниже или свяжитесь с нами при любых вопросах.
Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести комплексную оценку профессиональных компетенций, факторов мотивации, личностных характеристик и интеллектуальных способностей кандидатов. Платформа тестирования кандидатов при приеме на работу EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования (отправка тестов кандидату за 5 минут), доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов.
Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и рабочая эффективность) у новых сотрудников выросла на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку кандидатов сократились до 60%.
Позвоните нам +7906-13-77-333 и мы за 10 минут расскажем как применять системы оценки персонала, тесты и иные инструменты оценки персонала и кандидатов для вашей организации.
А прямо сейчас вы можете получить бесплатный демо-доступ на EMPLOYER.HRLIDER и оценить функционал нашей платформы. Нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП» и введите Ваш емейл, куда моментально будет отправлен пароль для доступа.
Читайте наши другие статьи о методах и инструментах оценки кандидатов на руководящие позиции и ключевых качествах сотрудников для оценки:
Психологические тесты для руководителей
20 самых популярных вопросов собеседования при найме руководителей
Как стать руководителем, которого любят его подчиненные и коллеги
Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам
Тенденции изменений в сфере продаж и компетенций менеджеров по продажам
Соответствие компетенциям: ключ к повышению производительности труда
Как нанимать людей быстро, но эффективно
Самоорганизация как компетенция для оценки при приеме на работу
Профессиональная этика работника: что это и как ее оценивают работодатели
Мотивация и карьерные цели кандидатов и сотрудников: как их оценивают работодатели
Нацеленность на результат: оценка компетенции при приеме на работу
Оценка деятельности сотрудника: для чего, как сделать, примеры
Ключевые компетенции, которые оценивают работодатели при приеме на работу
10 ключевых компетенций, оцениваемых с помощью тестов при приеме на работу
Психологическая устойчивость как компетенция при оценке при приеме на работу
8 стратегий поиска лучших управленцев: как найти лидера, который реально обеспечит процветание фирмы
Почему измерение профессиональных компетенций имеет решающее значение для удержания сотрудников
Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»
Ситуационные тесты на сильные стороны
OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет
Личностные опросники: что это такое и в чем их сложность
Тесты ЭКОПСИ: особенности, примеры, рекомендации по решению
Особенности тестов SHL, Talent Q, Saville, KENEXA
Больше про конкурс и тесты Лидеры России вы можете узнать больше в наших специальных статьях:
Как подготовиться к конкурсу Лидеры России
Тестирование на управленческий потенциал конкурса «Лидеры России»
Полуфинал и финал конкурса «Лидеры России» 2018-2019: ретест и групповые задания