Тест на критическое мышление Уотсона Глейзера предназначен для оценки способности соискателя понимать и критически оценивать ситуации и информацию. Этот тест часто используется организациями, где важна способность критически рассматривать аргументы или предложения, например, в юридических фирмах. В России этот тест вам может встретиться в аудиторских и консалтинговых фирмах, в Большой четверке и в некоторых страховых и юридических компаниях. На Западе тест на критическое мышление Watson Glaser более распространен, особенно в британских и европейских компаниях сферы финансовых и юридических услуг.
Данный тест обычно представлен в виде текстовых утверждений и 3-4 вопросов для каждого утверждения. Тесты критического мышления похожи на вербальные тесты типа «верно-неверно-не могу сказать» и тесты на вербальный анализ. Обычно в тесте данного вида дается 40 вопросов на 30 минут.
Критическое мышление можно определить как «способность рассматривать диапазон информации, полученной из множества различных источников, творчески и логически обрабатывать эту информацию, оспаривать ее, анализировать и делать обдуманные выводы, которые можно защищать и обосновывать» (Moon, 2008 г.). Если нам не хватает навыков критического мышления, можно ошибиться, полагая, что аргумент является сильным, хотя на самом деле существует мало доказательств, подтверждающих его. Следовательно, навыки критического мышления включают в себя способность структурировать веские аргументы, анализировать доступную информацию, и делать предположения и заключения. Навыки критического мышления также связаны с умением оценивать информацию и делать выводы, которые можно обосновать.
Тест Уотсона Глейзера оценивает способность кандидата к критическому мышлению в пяти отдельных областях: догадка, предположение, вывод, интерпретация и оценка аргументов.
Каждый из этих навыков проверяется отдельно, поэтому в тесте Уотсона Глейзера существует пять разных типов вопросов. Мы рассмотрим каждый из них ниже.
Догадка — это вывод, основанный на доказательствах и рассуждениях. Это позволяет сделать выводы, которые прямо не сформулированы. Например, если мы видим кого-то за рулем Ferrari, мы можем сделать догадку, что он богат.
Однако может быть несколько альтернативных объяснений: водитель мог арендовать или одолжить автомобиль, или он, возможно, влез в большие долги в результате покупки автомобиля.
Проблема с догадками заключается в том, что люди часто строят выводы, основываясь на недостаточных данных, и поэтому их вывод может быть неверным.
Вопрос догадки обычно включает в себя утверждение (которое, как вы предполагаете, истинно) и ряд выводов, основанных на этом утверждении. Ваша задача — оценить, верен ли вывод. Вы можете сделать это, используя как информацию, содержащуюся в отрывке, так и информацию, которая является общепринятым знанием или информацией, которая есть практически у каждого человека.
Вам будет предложено пять возможных ответов, и вы должны выбрать, какой из них вы считаете наиболее точным. Вот эти варианты:
Утверждение: Исследования показали, что люди, живущие в Англии, с большей вероятностью будут владеть собственными домами, чем люди, живущие в Шотландии, хотя существует небольшая разница в доле владения домом среди людей с одинаковым уровнем образования. Средний уровень образования в Англии значительно выше, чем в Шотландии.
Вывод 1: люди с высокими достижениями в образовании имеют больше возможностей для покупки собственного жилья, чем люди с низким уровнем образования.
(ВЕРНО. Вывод следует из отрывка.)
Вывод 2: В Шотландии уровень владения домом среди людей с относительно высокими достижениями в образовании ниже, чем среди людей в Англии с гораздо более низкими достижениями в образовании.
(ЛОЖНО. В этом отрывке говорится, что уровни владения жильем одинаковы в Англии и Шотландии для разных уровней образовательной успеваемости, и что больше людей в Англии имеют более высокие образовательные достижения и, вероятно, будут владеть собственными домами. Это предполагает связь между достижениями в образовании и владением жильем как в Англии, так и в Шотландии. Таким образом, человек с наивысшими достижениями в образовании в среднем с большей вероятностью будет владеть собственным домом, чем человек с более низким уровнем образования, независимо от того, живет он в Англии или Шотландии).
Вывод 3: Люди с более высоким уровнем образования с большей вероятностью будут владеть собственным домом, поскольку они зарабатывают больше денег, чем люди с более низким уровнем образовательной успеваемости.
(ВЕРОЯТНО, ПРАВДА. Широко известно, что образовательные достижения связаны с работой с более высокой заработной платой. Хотя нельзя с уверенностью сказать, что это правда на основе информации в отрывке, это, вероятно, верно на основе общепринятых знаний).
Предположение — это то, что мы принимаем как должное. Примером может быть: «Когда я выйду на пенсию, я буду получать пенсию». Это предполагает, что вы выйдете на пенсию, что вы будете живы в пенсионном возрасте, что ваш пенсионный фонд сохранится и что ваши пенсионные схемы не изменятся.
Люди делают много предположений, которые не обязательно являются правильными; способность идентифицировать их — ключевой аспект критического мышления и именно это оценивается с помощью тестов на критическое мышление.
Вопросы о предположениях обычно включают в себя утверждение и ряд предположений. Ваша задача — определить, было ли обосновано ли предположение или нет, и у вас будет выбор из двух ответов: да или нет.
Утверждение: Нам нужно экономить деньги, поэтому нам лучше провести отпуск на даче.
Предположение 1. Отпуск на даче дешевле, чем в других местах.
(ДА. В утверждении предполагается, что более низкая цена отпуска на даче позволит человеку сэкономить деньги).
Предположение 2: Транспортные расходы делают зарубежный отпуск более дорогим, чем отдых на даче.
(НЕТ. Это предположение не делается в утверждении, ничего не упоминается о стоимости транспорта в пределах отрывка, и есть много причин, по которым отпуск на даче может быть дешевле).
Предположение 3: На даче можно провести отпуск.
(ДА. Это предполагается в отрывке. Для того, чтобы человек мог провести отпуск на даче, должна иметься принципиальная возможность провести отпуск на даче).
Вывод — это умозаключение путем ссылки на общий закон или предпосылку. Однако могут быть случаи, когда такой вывод неверен.
Например, в утверждении: «Сацумы, апельсины и клементины — все цитрусовые. Все они оранжевые, поэтому все цитрусовые оранжевые». Ясно, что это неверно.
Вопросы на составление выводов включают утверждение, за которым следует 3-4 возможных выводов. Ваша задача — определить, следует ли логически вывод из утверждения, и у вас будет два варианта: да или нет.
Заявление: В январе иногда идет снег. Школы всегда закрыты, когда идет снег. Следовательно:
Вывод 1: Школы никогда не закрываются в те дни, когда не идет снег.
(НЕТ. Вывод не следует. Из утверждения нельзя сказать, закрываются ли школы в дни, когда не идет снег).
Вывод 2: Школы иногда закрываются в январе.
(ДА. Вывод следует из предоставленной информации, поскольку школы должны быть закрыты в дни, когда идет снег в январе.)
Вывод 3: Иногда школы открываются в январе.
(НЕТ. Этот вывод логически не следует из предоставленной информации).
Интерпретация — это оценка того, может ли вывод логически следовать из предоставленной информации или доказательств. Это требует от человека понимания точного значения или значения части информации и правильного применения этой информации.
Например, если вам говорят в исследовании, что длина волны света, видимого человеческим глазом, находится в диапазоне 380–750 нм, вы можете сделать вывод, что люди не могут видеть свет с длиной волны 30 нм.
Заявление: Исследование выбросов углекислого газа (CO2) в ЕС с 1990 по 2010 год показывает, что объем выбросов CO2 постоянно снижался с 24 миллиардов тонн в год в 1990 году до 16 миллиардов тонн в год в 2010 году.
Интерпретация 1. Сокращение выбросов CO2 демонстрирует успех инициатив по энергоэффективности.
(НЕТ. Этот вывод не следует из представленной информации, которая не дает никаких доказательств, объясняющих изменения в выбросах CO2).
Интерпретация 2: Количество выбросов CO2 в ЕС в 1992 году было менее 24 миллиардов тонн.
(ДА. Вывод следует вне разумных сомнений, поскольку, согласно заявлению, объем выбросов CO2 постоянно снижался с 1990 года).
Интерпретация 3: выбросы CO2 в 2011 году были ниже, чем в 1990 году.
(НЕТ. Этот вывод не является бесспорным, поскольку доказательства представлены только за период с 1990 по 2010 год).
Этот тип тестов на критическое мышление проверяет вашу способность оценивать силу аргумента. Аргументы могут быть сильными или слабыми, и, чтобы быть сильным, аргумент должен быть важным и иметь прямое отношение к вопросу.
В этих вопросах вам будет представлено утверждение, за которым следует ряд аргументов (которые, как вы должны предположить, верны), и затем вы должны решить, является ли каждый аргумент сильным или слабым.
Утверждение: Следует ли снизить порог возраста для голосования до 16 лет?
Аргумент 1: Да; голосование дает возможность молодым людям почувствовать себя взрослыми.
(СЛАБЫЙ аргумент. Это было бы плохой причиной для снижения избирательного возраста.)
Аргумент 2: Да; решения, принятые сегодня, повлияют на молодых людей в будущем.
(СИЛЬНЫЙ аргумент. Это важно и имеет отношение к утверждению).
Аргумент 3: Нет; на 16-летних слишком сильное влияние оказывают авторитеты и знаменитости.
(СЛАБЫЙ аргумент. Этот аргумент не имеет прямого отношения к вопросу, поскольку влияние авторитетов и знаменитостей не обязательно означает, что 16-летние не должны иметь возможность голосовать по важным вопросам).
Способность к критическому мышлению может быть значительно улучшена практикой. Это навык, которому можно научиться, хотя одним людям он дается легче, чем другим.
Ищите возможности критически относиться к информации каждый день. Как только вы начнете практиковаться, вы найдете полезный материал повсюду: сообщения в блогах, газеты и журнальные статьи — отличное место для поиска.
Может быть полезно организовать свое мышление и практику вокруг модели RED, recognize – evaluate – draw conclusions:
Recognize — делайте предположения. Практикуйтесь в выявлении допущений в материале. Что можно объективно доказать и что сделать из выводов? Где могут быть пробелы в вашей логике? Какая информация важна и актуальна, а какая нет? Что отсутствует? Есть ли какая-то информация, которую нужно включить, а ее нет?
Evaluate — оценивайте аргументы. Практикуйтесь, внимательно анализируя представленные аргументы. Рассмотрите влияние аргументов с разных точек зрения (может быть полезно использовать такую модель, как PESTLE — политическую, экономическую, социально-демографическую, технологическую, правовую и экологическую — для систематизации своих мыслей). Как кто-то будет возражать против вашей позиции? Каковы достоинства их аргументов?
Draw conclusions — делайте выводы. Каков наилучший вывод после того, как вы рассмотрели все факты? Могли быть какие-то другие выводы? Какая новая информация может изменить ваш вывод? Этот вывод кажется разумным, исходя из вашего здравого смысла и опыта? Каковы последствия этого вывода?
Также полезно развивать самосознание. Понимание ваших предубеждений и моделей мышления может помочь вам определить, где ваше мышление может быть ограничено.
Далее по теме критического мышления рекомендуем нашу статью Вопросы на критическое мышление, которые вы можете услышать на собеседовании
Наконец, пройдите как можно больше примеров вербальных и абстрактно-логических тестов на критическое мышление. На HRLider вы найдете более 600 примеров вербальных тестов с объяснением и инструкциями. Гарантируйте свой успех – подготовьтесь!
Начните с того, чтобы посмотрите наши тесты бесплатно в режиме демо-доступа по кнопке Попробовать бесплатно.
Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку компетенций и интеллектуальных способностей кандидатов. Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования, доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов.
Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и производительность) у новых сотрудников выросло на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку кандидатов сократились до 60%.
Позвоните нам для консультации по телефону или в мессенджерах +7906-13-77-333 и мы поможем вам решить ваши задачи по оценке и найму лучших сотрудников.
А прямо сейчас вы можете получить бесплатный демо-доступ на EMPLOYER.HRLIDER и оценить функционал нашей платформы. Нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП» и введите Ваш емейл, куда моментально будет отправлен пароль для доступа. Мы сразу даем Вам 5 бесплатных ссылок на оценку персонала, которые Вы можете использовать прямо сейчас.
Больше о ситуационных тестах на все гибкие навыки вы сможете узнать в наших специальных статьях:
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам
Психологические тесты для руководителей
Психометрическое тестирование для специалистов колл-центров и службы поддержки
Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
Соответствие компетенциям: ключ к повышению производительности труда
Самоконтроль как ключевое качество успешного лидера
Психологическая устойчивость как компетенция при оценке при приеме на работу
8 стратегий поиска лучших управленцев: как найти лидера, который реально обеспечит процветание фирмы
20 самых популярных вопросов собеседования при найме руководителей
Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления
OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет
Личностные опросники: что это такое и в чем их сложность
10 основных мягких навыков и способы их оценки
Коммуникативные навыки и тесты на оценку навыков коммуникации
Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»
Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
О тестах конкурса Лидеры России вы можете узнать больше в наших специальных статьях:
Как подготовиться к конкурсу Лидеры России
Тестирование на управленческий потенциал конкурса «Лидеры России»
Полуфинал и финал конкурса «Лидеры России» 2018-2019: ретест и групповые задания