Все крупные работодатели и организаторы основных конкурсов (Лидеры России, Профстажировки и др.) для отбора применяют стандартные шаги отбора кандидатов: проверку истории занятости, оценку профессиональных навыков тестами и в ходе собеседования и проверку фактов биографии. Для любого работодателя важнейший актив – это сотрудники, поэтому имеет смысл убедиться, что вы нанимаете лучших не только с точки зрения способностей, но и с точки зрения пригодности для организации в целом. Итак, как проверить, обладает ли кандидат личностными качествами, характером и потенциалом, необходимыми для конкретной работы и для организации?
Основываясь только на информации резюме и собеседования, чрезвычайно сложно представить как тот или иной претендент будет вести себя в реальной обстановке. Зачастую, чтобы получить желаемую работу, соискатели стараются представить себя в лучшем свете, но только до тех пор, пока не сыграют требуемую роль для этого. Чтобы реально выявить лучших кандидатов, эффективными способами выступают ситуационные тесты и личностные опросники.
Конечно, отзывы предыдущих работодателей тоже чего-то стоят, но они не дадут вам полного представления о человеке. Правильно подобранный личностный опросник и набор тестов способен раскрыть ту необходимую информацию, которая поможет вам, как работодателю, определить лучшего претендента.
В среднем, сотрудник остается в компании 4,6 года, и, если вы наняли не того человека, это может стать дорогой ошибкой для вашей компании. Чтобы снизить затраты фирмы, в первую очередь необходимо убедиться в найме правильного человека, и в этом вам могут помочь личностные опросники. Подавляющее большинство компаний (91%), использующие тестирование перед приемом на работу, включают также и личностные опросники в процесс отбора кандидатов.
Личностные опросники — инструмент, который позволяет команде по найму, HR и интервьюерам вникнуть в такие личностные характеристики, как общее мировоззрение, отношение к работе, коллегам, руководителям и подчиненным и способность адаптации к культуре организации.
Но есть и сложности: опросники могут значительно отличаться по качеству и надежности результатов, к тому же сами кандидаты могут пытаться «обмануть» систему, давая ответы, которые, по их мнению, вы хотите услышать.
Каким же образом личностные опросники помогают в ваших усилиях по найму и принятии окончательного решения? Какие конкретно вопросы должны содержать подобные опросники, для кого они подходят и как убедиться, что они действительно улучшат процесс найма?
При большом количестве кандидатов, претендующих на должность, сузить список непросто, особенно если все имеют соответствующий опыт и требуемые навыки. В этом случае личностные опросники являются полезным инструментом оценки персонала, особенно при использовании вместе с другими видами тестов – на интеллект и ситуационных.
Для ясности, личностный опросник — это не анкета, сфокусированная на личном или карьерном развитии. Он разработан специально для выяснения подхода кандидата к работе путем измерения конкретных показателей поведения и выявления ключевых характеристик, таких как амбиции и сопричастность, сочувствие, коммуникативные навыки, мотивация и стремление к обучению и росту.
Как упоминалось ранее, личностные опросники могут отличаться по результатам, и, хотя они могут быть весьма полезными, стоит помнить, что они имеют свои ограничения.
Если вы участвуете в конкурсе Лидеры России, то тесты Лидеры России включают большой раздел с личностными опросниками на 144 вопроса. Это опросник на управленческий потенциал и мотивационный опросник, призванный оценить те параметры вашей рабочей деятельности, которые мотивируют вас работать более продуктивно.
Вместо этих ограничений есть несколько передовых методов, которые вы можете применить, чтобы убедиться, что кандидаты полностью включились в процесс и понимают цель опросника, а вы максимально используете его для получения объективных характеристик.
Т.е., вы не используете его для выбора кандидатов с определенной индивидуальностью, более того, вы предпочитаете личностное разнообразие в своих командах. Вы используете опросник, чтобы понять каковы сильные и слабые стороны кандидатов с точки зрения способностей и межличностных навыков, а также смогут ли они преуспеть в работе и при каких обстоятельствах им может потребоваться дополнительная помощь.
Обратите внимание на соответствующие показатели поведения, чтобы выбрать кандидата, способного достичь успеха с наибольшей вероятностью.
Есть много разных типов анкет, которые вы можете использовать, например:
Как правило, опросники по личностным качествам основаны либо на чертах личности, либо на психотипах. Первый (например, OPQ32 или HEXACO) больше подходит для отбора, потому что показывает результаты по шкале и фокусируется на уникальных чертах людей, а не на их отбору по фиксированным категориям. Второй (например, MBTI) является более полезным для обучения и личного развития.
Не используйте опросники сами по себе, они обеспечивают лучшее понимание при использовании с другими тестами, поскольку помогают повысить прогнозную ценность и узнать различные аспекты о кандидатах. Чтобы получить целостное представление о кандидате, вместе с личностным опросником используйте тесты на интеллект и ситуационные тесты.
Некоторые кандидаты стараются показать то, что, по их мнению, работодатель хочет получить от них, поэтому не спешат раскрыть настоящие личностные качества и свой потенциал для работы. Чтобы снизить подобный риск, вы обязаны объяснить, что цель анкеты — способ узнать особенности, а не исключить из процесса.
«Притворяться хорошим» означает отвечать таким образом, чтобы выглядеть лучше. При приеме на работу существует риск получения социально желаемых ответов личностных опросников, что необходимо учитывать при реализации этой формы оценки.
Если ваши менеджеры по найму не понимают, в чем суть личностного опросника, есть опасность, что они не воспользуются его результатами. Убедитесь, что они понимают, что он не предназначен для дискриминации кого-либо, а, имеет целью начало конструктивного диалога с кандидатом о соответствии работе и компании.
Основная цель использования опросника — помочь вам лучше понять кандидата и увидеть, в чем его сильные и слабые стороны в мягких навыках и в общем подходе к работе в компании. Проводя собеседование, руководствуйтесь результатами, полученными при проведении опросника, т.к. полученные сведения позволят вам глубже изучить поведение и межличностные навыки кандидатов.
Если вы хотите, чтобы кандидаты полностью погрузились в анкету, предложите им копию результатов. Это позволит им узнать о себе определенные нюансы, даст исходные данные для работы над собой и побудит впоследствии быть честными и более открытыми.
Вы будете обладать нужной информацией о ваших будущих сотрудниках, и сумеете им помочь в адаптации и развитии.
Отслеживайте то, насколько анкеты личностного вопросника помогают в процессе найма на вашем предприятии. Как изменилось качество найма? Уменьшилась ли текучесть кадров? Изучение этих данных поможет вам оптимизировать отбор кандидатов.
Если личностный опросник хорошо подготовить и правильно использовать, он может быть вашим действенным помощником в процессе найма. Однако вы должны быть уверены, что используете его результаты в качестве руководства для собеседования, а не как инструмент для принятия окончательного решения. Для получения полного представления о кандидате необходимо объединить результаты личностного опросника с результатами других оценок.
Если вы соискатель, и хотите подготовиться к прохождению личностных опросников и ситуационных тестов, то на HRLider вы найдете крупнейшую базу таких тестов в русскоязычном интернете. Гарантируйте свой успех — подготовьтесь!
Начните с того, чтобы посмотрите наши тесты бесплатно в режиме демо-доступа по кнопке Попробовать бесплатно.
Кнопка выше — для соискателей, а, если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку личности, мотивации, компетенций и интеллекта кандидатов. Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования, доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов.
Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и производительность) у новых сотрудников выросло на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку персонала и соискателей сократились до 60%.
Позвоните нам по телефону или в мессенджерах +7906-13-77-333 и мы расскажем как применять наши тесты и иные инструменты оценки персонала и кандидатов для вашей организации.
А прямо сейчас вы можете получить бесплатный демо-доступ на EMPLOYER.HRLIDER и оценить функционал нашей платформы. Нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП» и введите Ваш емейл, куда моментально будет отправлен пароль для доступа.
Читайте наши другие статьи про опросники и ситуационные тесты:
Мотивационный опросник MQ: его цели и критерии оценки
OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют