Тесты при приёме на работу
8-800-250-240-6 Звонок по России бесплатный

Кто лучший лидер – мужчина или женщина? Результаты исследований

Подбор персонала

Есть ли гендерная разница в том, как мужчины и женщины руководят? И если да, считается ли один пол лучшим лидером, чем другой? В этой статье мы приведем результаты нескольких исследований на тему сравнения типов лидерства и эффективности руководства у руководителей-мужчин и руководителей-женщин.

Гендерные стереотипы про руководителей-мужчин и руководителей-женщин

Было бы сложно затронуть эту тему, не упомянув сначала о гендерных стереотипах. Стереотипы человечны, нормальны, неизбежны и иногда даже полезны. Это умственные ярлыки, которые экономят ресурсы при реакции на внешние события. Мы используем их все время, и они не всегда приводят нас к неточным суждениям о людях и ситуациях.

Однако, когда дело доходит до пола, в нашем обществе существуют четко определенные стереотипы о мужчинах и женщинах, их качествах и навыках, особенно на рабочем месте. Например, некоторые считают, что мужчины черствы и часто слишком горды, чтобы просить о помощи, а женщины чрезмерно драматичны и эмоциональны. Эти лежащие в основе стереотипные убеждения вмешиваются в наши ожидания относительно поведения людей различного пола в различных контекстах.

Когда дело доходит до управленческих практик, большинство людей полагает, что мужское поведение часто больше соответствует тому, что ожидается от сильного лидера, в то время как женщины должны быть теплыми, заботливыми и не склонными принимать трудные решения. Насколько верны эти стереотипы?

Существуют ли реальные гендерные различия, когда дело доходит до того, чтобы быть эффективным руководителем?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы сначала должны спросить себя, что делает лидера эффективным, независимо от пола. Какое поведение, черты и характеристики ценятся в сильном лидере? Общая модель, используемая для понимания лидерства, разбивает поведение на две большие категории: люди и результаты.

Блейк и Мутон (1964) разработали сетку управленческого лидерства, в которой типы руководителей распределяются по квадрантам в зависимости от того, какое внимание они уделяют людям и результатам по отдельности. Динамичный, харизматичный, гибкий и эффективный лидер одинаково хорошо умеет ладить с людьми, и показывает высокие результаты.

В эти более крупные категории входят ключевые лидерские компетенции, такие как наставничество, мотивация, открытость, а также управление эффективностью, анализ и надежность. Если применить гендерные стереотипы к этой модели, можно предположить, что женщины-лидеры будут более эффективны в компетенциях людей, а мужчины будут более эффективны в компетенциях результатов.

Что показали исследования

Исследователи решили проверить, правда ли это. В исследованиях оценивались мужчины и женщины по лидерским качествам и управленческим компетенциям. Исследование, включавшее более 7000 руководителей среднего и высшего уровня, проводилось с использованием объективных тестов и оценки 360 для изучения гендерных различий по 16 лидерским компетенциям. Результаты показали, что женщины получили значительно более высокие баллы, чем мужчины, по 12 из 16 компетенций (Zenger & Folkman, 2012). Эти компетенции представляли как категории людей, так и категории результатов. Мужчины были оценены выше по разработке стратегии и общему стратегическому видению. Никаких различий не было замечено в технических знаниях, инновациях или коммуникациях к внешнему миру. Эти результаты многообещающи для женщин-лидеров, которых часто считают менее компетентными и эффективными, но это было только первое масштабное исследование.

В 2014 году группа исследователей провела еще один метаанализ эффективности гендера и лидерства. Они объединили 95 исследований, чтобы определить устойчивые тенденции во взаимосвязях между исследованиями, охватывающими 49 лет. Они рассмотрели самооценку и другие оценки эффективности работы и обнаружили, что в целом нет сильных существенных различий между полами в эффективности управленческих практик. Когда они разбили данные и рассмотрели модерирующие переменные, они обнаружили некоторые интересные различия:

  • Женщины считаются более эффективными в последние годы по сравнению с десятилетиями назад.
  • Мужчины были признаны более эффективными в организациях, где доминируют мужчины (например, в логистике или строительстве).
  • Мужчины оценивали себя выше при самооценке, чем женщины по всем направлениям.
  • Женщины были признаны более эффективными на руководящих должностях среднего звена.
  • Женщины были оценены другими (не собой) как более эффективные по всем направлениям.

Такие крупные компании сферы HR-технологий, как SHL и Talogy, проводили собственные оценки эффективности руководителей на разных уровнях и в разных отраслях и пришли к таким же выводам: в плане эффективности руководства не существует значительных гендерных различий. Мужчины и женщины одинаково эффективны в лидерских качествах.

Наконец, Американская психологическая ассоциация опубликовала статью «Мужчины и женщины: нет большой разницы», в которой делается тот же вывод: «Исследования показывают, что пол практически не влияет на личность, умственные способности и способность к лидерству».

Итак, что это значит? Исследования указывают на то, что и мужчины, и женщины могут быть эффективными лидерами. В гендере нет ничего, что делало бы одного управленца лучше другого. Если это правда, возникает вопрос, почему женщин-лидеров меньше, особенно на высших должностях? Еще предстоит проделать работу по обеспечению равного представительства в высшем эшелоне организаций, но это исследование показывает положительный шаг в доказательстве эффективности женщин на руководящих должностях.


Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести комплексную оценку компетенций, факторов мотивации, личностных характеристик и интеллектуальных способностей кандидатов.  Платформа тестирования кандидатов при приеме на работу EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования (отправка тестов кандидату за 5 минут), доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов.

Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и производительность) у новых сотрудников выросло на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку кандидатов сократились до 60%.

Позвоните нам по телефону или в мессенджерах +7906-13-77-333 и мы откроем для вас демо-доступ на EMPLOYER.HRLIDER с бесплатными 5 ссылками на тестирование кандидатов и расскажем как применять наши тесты и иные инструменты оценки персонала и кандидатов для вашей организации.


Читайте другие наши статьи про оценку компетенций руководителей:

Психологические тесты для руководителей

Соответствие компетенциям: ключ к повышению производительности труда

Самоконтроль как ключевое качество успешного лидера

Психологическая устойчивость как компетенция при оценке при приеме на работу

8 стратегий поиска лучших управленцев: как найти лидера, который реально обеспечит процветание фирмы

20 самых популярных вопросов собеседования при найме руководителей

Психологические тесты для руководителей

Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют

Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления

OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет

Личностные опросники: что это такое и в чем их сложность

Психометрические SHL тесты

10 основных мягких навыков и способы их оценки

Коммуникативные навыки и тесты на оценку навыков коммуникации

Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»

Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

О тестах конкурса Лидеры России вы можете узнать больше в наших специальных статьях:

Как подготовиться к конкурсу Лидеры России

Тестирование на управленческий потенциал конкурса «Лидеры России»

Полуфинал и финал конкурса «Лидеры России» 2018-2019: ретест и групповые задания

Источники исследований:

  1. Blake, R. R., & Mouton, J. S. (1964). The managerial grid: key orientations for achieving production through people. Houston, Tex: Gulf Pub. Co.
  2. Men and Women: No Big Difference. (October 20, 2005). http://www.apa.org/research/action/difference.aspx
  3. Paustian-Underdahl, S.C., Slattery Walker, L., & Woehr, D.J. (2014). Gender and Perceptions of Leadership Effectiveness: A Meta-Analysis of Contextual Moderators. Journal of Applied Psychology, 99 (6) 1129-1145.
  4. Schein, V. E. (1973). The relationship between sex role stereotypes and requisite management characteristics. Journal of Applied Psychology, 57, 95–100. doi:10.1037/h0037128
  5. Schein, V. E. (2007). Women in management: Reflections and projections. Women in Management Review, 22, 6–18. doi:10.1108/09649420710726193
  6. Zenger, J. & Folkman, J. (2012). A study in leadership: Women do it better than men. [White paper]