Межличностный конфликт определяется как любой конфликт или разногласие, в котором участвуют два или более человека. Хотя иногда это неприятно, межличностные конфликты — это нормально. Обычно они являются результатом столкновения разных личностей с альтернативными точками зрения. Нет двух одинаковых людей, и каждый видит ситуацию немного по-разному.
Конфликт – это не всегда плохо. Иногда он может быть полезной возможностью для роста и личного прогресса. Например, конфликт может помочь нам понять ситуацию по-другому, что поможет найти новое решение. В любой конфликтной ситуации важно знать, как с ней справиться, уважая другого человека и позволяя вам чувствовать, что ваши мнения и чувства также имеют право на существование.
Как правило, межличностные конфликты возникают, когда два или более человека расходятся во мнениях по какому-либо событию или идее. Есть много причин, почему это может произойти на рабочем месте.
Например, может возникнуть ситуация, когда у разных членов команды есть свои представления о том, как следует вести работу. Они также могут иметь разную трудовую этику и по-разному подходить к задачам. Когда это происходит, может произойти столкновение личностей, что может привести к конфликтной ситуации.
Конфликт также может возникнуть, если сотрудник чувствует, что ему постоянно поручают самые сложные или самые неприятные задачи, в то время как у других меньше обязанностей. Это может привести к обиде и ощущению, что вас не ценят.
Конфликты также могут возникать из-за сбоя в общении, когда один человек чувствует, что его не понимают, не ценят и не слушают. Эти проблемы могут привести к негативным эмоциям, которые, если их не остановить, перерастут в конфликтную ситуацию.
Псевдоконфликт — это ситуация, которая на самом деле не является конфликтом, хотя и кажется таковой. Обычно это происходит из-за недопонимания. Возможно, кто-то не до конца понял, о чем его спрашивают, или, возможно, пропустил электронное письмо, содержащее ценную информацию о проекте.
Чем бы ни была вызвана ситуация, псевдоконфликт является одной из наиболее легко разрешимых форм конфликтов. Часто это просто случай, когда люди разъясняют, что они имели в виду или чего они надеются достичь. Обычно это помогает обеим сторонам увидеть, что их цели совпадают, и решить любые проблемы.
Как следует из названия, конфликты эго связаны с личностями. У всех нас разные характеры, не все мы отличаемся терпением и человеколюбием, и иногда другим что-то не нравится в нас.
Часто конфликт эго возникает между двумя людьми, которые считают, что их мнение правильное, и любой, у кого есть альтернативная точка зрения, автоматически ошибается.
Это может произойти в ряде различных обстоятельств. Например, могут возникнуть разногласия по поводу подхода к проекту или лучшего способа общения с клиентом.
Иногда может быть трудно разрешить конфликт, вызванный эгоизмом, поскольку ни одна из сторон не захочет отступать. На их мнение будет влиять их собственная вера в свою правоту, и им потребуются усилия, чтобы прислушаться к мнению другого человека.
Однако, если обе стороны попытаются выслушать и понять друг друга, обычно можно найти способ разрешить конфликт.
На рабочем месте довольно часто возникают конфликты политик, или, иными словами, конфликты из-за разного понимая правил. Такие межличностные конфликты происходят, когда сотрудники интерпретируют что-то по-разному.
Например, для большинства из нас воровство на работе абсолютно неприемлемо. Но, тем не менее, встречаются люди, которые считают, что могут прихватить домой с работы какую-нибудь вещь. Обычно они даже не задумываются, что эта вещь является ценностью для работодателя, и они вредят своей компании. Такое мировоззрение происходит из-за того, что они не понимают и не принимают политику честности по отношению к своей компании, и считают воровство приемлемым по какой-то причине (из-за обид, чувства неоцененности или просто безнаказанности). Сейчас эта проблема уже относительно редкость, потому что с ней борются. Но в советское время миллионы рабочих и их директоров воровали у своих заводов и у государства вообще. Если кто-то из «неворующих» указывал им на это, возникал конфликт политик.
Конфликт политик также может произойти, когда команда людей собирается вместе для решения проблемы. Все сотрудники могут иметь разные области специализации и отдавать предпочтение разным подходам.
Одной из наиболее распространенных причин, по которой люди вступают в конфликт друг с другом, являются различия в их ценностях или этике. Это происходит потому, что то, что один человек считает важным или приоритетным, не обязательно считается таковым кем-то другим. Это также может произойти, когда два человека имеют очень разные личные ценности, которые противоречат друг другу и вызывают напряжение в отношениях.
Люди, вовлеченные в конфликты ценностей или этики, часто фанатично настроены по отношению к защите своих убеждений. Они понимают, что другой человек имеет другую точку зрения или набор ценностей, но не готовы изменить свою собственную позицию. Разрешение такого конфликта заключается в уважении права другого человека иметь альтернативное мнение.
Во-многом, такие межличностные конфликты похожи на конфликты политик – это идейное расхождение с учетом воспитания, культуры, происхождения и т.д.
Межличностные конфликты иногда становятся физическими – другими словами, дракой. Когда это происходит, это представляет собой полный провал навыков межличностного общения.
Это может быть вина только одного человека или кульминация общих проблем. В любом случае, разрешение физического конфликта часто требует большего участия людей, не участвующих в конфликте – в том числе юристов и руководства.
Никогда не допускается, чтобы один человек проявлял физическую агрессию по отношению к другому. Для большинства компаний драка ведет к увольнению обоих участвующих сторон, если только невиновность какой-либо стороны не будет доказана. Если это происходит на вашем рабочем месте, немедленно сообщите о проблеме по соответствующим каналам.
Существует множество различных стратегий, которые могут помочь разрешить межличностные конфликты. Конкретные стратегии, которые вы будете использовать, во многом будут зависеть от причины конфликта и конкретной ситуации. Иногда вам нужно будет использовать только одну стратегию. В других ситуациях потребуется комплексный подход.
Будут времена, когда ситуация заставит вас выйти из себя. Очень важно, чтобы вы не поддавались негативным эмоциям.
Сохранение спокойствия и профессионализм позволяет вам сосредоточиться на ситуации, а не позволять эмоциям взять верх. Вас также с большей вероятностью будут слушать другие. В конце концов, как часто мы действительно слушаем человека, который кричит?
Убедившись, что вы спокойны, вы также можете помочь другому человеку сохранять спокойствие. Таким образом, это может привести к более быстрому нахождению решения, поскольку обе стороны способны ясно мыслить.
Компромисс жизненно важен, когда дело доходит до разрешения конфликта.
Не всегда возможно полностью согласиться на все требования другого человека, но для него важно чувствовать, что его опасения и эмоции обоснованы и понятны. Вот почему компромисс является важным. Найдя способ прийти к компромиссу в конфликтной ситуации, вы найдете путь решения проблемы, который удовлетворит обе стороны.
Мы часто не до конца понимаем, почему кто-то расстроен ситуацией, если не пытаемся посмотреть на нее с его точки зрения. То, что может показаться незначительной проблемой для нас, может быть значительным неудобством для кого-то другого. Это может спровоцировать конфликтную ситуацию.
Возможно, кто-то считает, что его рабочая нагрузка тяжелее, чем у его коллег. Возможно, он чувствует, что его работа остается незамеченной и недооцененной.
Если вы постараетесь рассмотреть ситуацию с его точки зрения, это поможет вам понять, почему этот человек реагируют определенным образом. Это также может помочь вам найти решение, оставив всех довольными.
Активно и внимательно слушайте другого человека. Вполне возможно, что часть конфликта связана с чем-то, что вы сделали, и вы можете не осознавать, какое влияние это оказало на других. Активно слушая, вы можете лучше понять эмоции других и начать понимать их точку зрения.
Большинство конфликтных ситуаций завершаются чувством прощения. Обиженные чувства и недоразумения прощаются, и люди вместе работают дальше. Прощая тех, кто вас расстроил, вы избавитесь от негативных эмоций и будете чувствовать себя лучше.
Прощение также может привести к повышенному уважению со стороны окружающих, поскольку они увидят, что вы смогли оставить сложную ситуацию позади. Они также увидят, что вы не позволяете конфликтам влиять на ваши рабочие отношения, поэтому вы можете оставаться сосредоточенным на том, что важно для вашей карьеры, даже когда возникают трудности.
Конечно, бывают ситуации, когда прощение невозможно. Когда кто-то неоднократно создавал конфликт с вами или имело место насилие или агрессивная ситуация, простить может быть невозможно. Тогда лучше решать конфликт юридическими методами.
Такие заявления, как «я думаю» или «я чувствую», могут помочь избежать недопонимания во время конфликтной ситуации. Это также помогает другому человеку понять, что вы серьезно к чему-то относитесь, и дает другому человеку четкое представление о вашем взгляде на ситуацию. Эти типы утверждений ясны и просты для понимания.
Легко недооценить, как ситуация заставила кого-то чувствовать. Использование «я»-утверждений (вместо «ты») означает, что нет места недоразумениям. Вы максимально ясно говорите о своих чувствах.
Например, если вы находитесь в конфликте, когда вы чувствуете, что ваша рабочая нагрузка слишком велика, вы можете сказать что-то вроде: «Я чувствую, что это несправедливо, что я должен выполнить такой объем работы в такой маленький срок». Это говорит человеку, с которым вы разговариваете, о том, что вы чувствуете и в чем проблема.
Почти всегда роль арбитра в разрешении рабочих конфликтов принадлежит руководителю среднего уровня, однако сегодня работодатели требуют навыков управления конфликтами и от рядовых сотрудников – чтобы они могли решать конфликты самостоятельно без привлечения руководства. Поэтому компетенции управления конфликтами и у руководителей, и у линейных сотрудников работодатели уделяют большое внимание. Прежде всего, компании проводят оценку рабочих компетенций у соискателей при отборе кандидатов при приеме на работу.
Такая оценка включает в себя 3 основных этапа: анкетирование, тестирование и собеседование. Такая же последовательность оценки применяются для отбора участников конкурса «Лидеры России» и ряда других управленческих и профессиональных конкурсов.
Наш ресурс посвящен тестам при приеме на работу и у нас вы найдете более 600 вопросов психологических и ситуационных тестов на оценку различных компетенций – в том числе разрешение конфликтов, а также более 3000 вопросов на оценку интеллектуальных способностей и эрудиции. Кроме того, мы написали много статей о тестах для руководителей, рекомендуем их к прочтению:
Психологические тесты для руководителей
10 ключевых навыков эффективного лидерства: определения и примеры
Вопросы на лидерство на собеседовании: 10 примеров самых популярных вопросов
Ключевые компетенции, которые оценивают работодатели при приеме на работу
Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
Почему мы нуждаемся в чутком лидерстве больше, чем когда-либо
20 самых популярных вопросов собеседования при найме руководителей
Межличностные конфликты распространены во всех сферах жизни. К сожалению, невозможно всегда ладить со всеми. Знание потенциальных причин конфликтов также может помочь сократить их частоту. Вы будете более внимательно относиться к тому, что говорите, и к тому, как они могут повлиять на других.
Самое главное помнить, что всегда существует способ разрешения конфликта. Независимо от того, можете ли вы обсудить проблему до решения, потребовать помощи от третьих сторон или просто согласиться, можно найти пути решить конфликт без необходимости крайних мер или агрессии.
А на HRLider мы подобрали для вас крупнейшую русскоязычную базу тестов при приеме на работу в том числе на оценку навыка разрешения конфликтов. Наши тесты помогут вам, если вы соискатель и готовитесь к тестированию, и, если вы представитель работодателя и вам нужно провести тестирование кандидатов. Начните с бесплатного демо-доступа по кнопке Попробовать бесплатно ниже или свяжитесь с нами при любых вопросах.
Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку факторов мотивации, черт личности, компетенций и интеллектуальных способностей кандидатов. Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования (старт за 5 минут), доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов.
Наши клиенты сообщают, что качество найма (удержание и производительность) у новых сотрудников выросло на 45-50%, а затраты времени и сил на подбор и оценку кандидатов сократились до 60%.
Позвоните нам для консультации по телефону или в мессенджерах +7906-13-77-333 и мы поможем вам решить ваши задачи по оценке и найму лучших сотрудников.
А прямо сейчас вы можете получить бесплатный демо-доступ на EMPLOYER.HRLIDER и оценить функционал нашей платформы. Нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП» и введите Ваш емейл, куда моментально будет отправлен пароль для доступа.
Читайте больше о том, что оценивают работодатели при приеме на работу, в наших статьях:
Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»
Почему мы нуждаемся в чутком лидерстве больше, чем когда-либо
Профессиональная этика работника: что это и как ее оценивают работодатели
Ситуационные тесты на сильные стороны
Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать
Рабочие компетенции: определение, типы и примеры оценки
Самоорганизация как компетенция для оценки при приеме на работу
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления
OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет
Личностные опросники: что это такое и в чем их сложность