Тесты при приёме на работу
8-800-250-240-6 Звонок по России бесплатный

Оптимизм как рабочая компетенция: определение, оценка, тренировка

Подбор персонала

Оптимизм и позитивное отношение к жизни – это одно из ключевых личностных качеств, которые ищут работодатели у кандидатов. В любом коллективе более желанен веселый и оптимистичный человек, даже не обладающий супер-знаниями и навыками, но готовый учиться, чем профессионал с большим опытом, но угрюмый и депрессивный человек. В этой статье мы приведем результаты нескольких исследований отношения к работе, расскажем о том, как это оценивается работодателями, и обсудим, что можно сделать, чтобы развить в себе позитивное отношение к своей работе.

Когда на работе выдается трудный день и хочется ругаться нехорошими словами, коллеги нередко говорят, что стоит изменить отношение к ситуации. Мы слышим такие вещи, как «сосредоточься на положительных моментах», «ты не можешь контролировать мир, но ты можешь контролировать свое отношение». Мы можем слышать эти вещи так часто, что это кажется не столько советом, сколько банальностью тому человеку, кому их советуют. И хотя эта банальность может вызвать пренебрежительное отношение, научные данные свидетельствуют о том, что оптимизм и позитивное мышление действительно ведут к улучшению нашего рабочего опыта. А именно – ведут к улучшению отношений с коллегами и начальством, результатов работы и общего самочувствия.

Исследования образа мышления и оптимизма

На текущий момент проведено уже много исследований образа мышления и связанного с ним мировоззрения в том числе в отношении трудовых процессов, отношений с коллегами и руководством и трудовой производительности. Основной вывод этих исследований таков: наше сознание ежедневно получает огромное количество информации. Сознание фильтрует на какой информации сосредоточиться и сознательно обработать, а какую «пропустить мимо ушей». И ваше отношение – позитивное или негативное — оказывает большое влияние на то, что ваше сознание обрабатывает, а что не замечает. Более простыми словами: подобное притягивает подобное. Или: о чем вы думаете – то и происходит.

Исследователи Ashforth et al ввели понятие «идентичности». Идентичность — это ваше представление о том, кто вы есть и что для вас важно, иными словами, роль, которую вы играете. У всех нас есть набор ролей — родитель, руководитель, подчиненный, спортсмен, пассажир, водитель и др. — которые мы меняем в зависимости от ситуации. Когда вы идете на работу, вы, вероятно, принимаете свою личность «сотрудника», что заставляет вас действовать и думать иначе, чем когда вы дома и в роли «родителя» или «друга».

Теория идентичности гласит, что наш мозг расставляет приоритеты и сосредотачивается на информации, важной для нашей активной в данный момент идентичностью. Этот «принцип соответствия идентичности» означает, что если мы находимся в нашей роли руководителя, наше внимание обращено на внешние стимулы, связанные с этой ролью; если мы находимся в своей родительской идентичности, мы склонны сосредотачиваться на стимулах, связанных с воспитанием детей.

Принцип соответствия идентичности может помочь нам понять, как наше мышление влияет на наш повседневный опыт на работе. Если вы привыкли к идентичности «ненавижу эту дурацкую работу», то вы будете замечать только стимулы, связанные с этой идентичностью. То есть, вы будете сосредоточены на том, насколько ваш начальник дурак, насколько ваши коллеги дебилы или насколько бессмысленна ваша работа. Однако если вы сможете развить в себе идентичность «мне нравится моя работа», ваш мозг с большей вероятностью сосредоточится на стимулах, связанных с этой идентичностью. Вы начнете замечать и думать о том, насколько приятны ваши коллеги и клиенты, насколько хорошо работает руководитель или насколько удобен ваш офис. Именно из этого исходит привычка фокусироваться на плохом или хорошем. И из этого рождается оптимизм по отношению к работе, то есть оптимизм как рабочая компетенция.

Как управлять своим отношением и создать оптимизм по отношению к работе

Принцип соответствия идентичности показывает нам, что если у вас плохое отношение к работе, коллегам и тому, что вы делаете, то у вас будет плохой день на работе, поскольку вы склонны сосредотачиваться на негативных стимулах. А позитивный настрой может помочь вам лучше проводить дни, потому что он тренирует ваш мозг сосредотачиваться на позитивных стимулах. Имея это в виду, вот несколько советов, которые помогут воспользоваться этой тенденцией и добиться лучших результатов на работе:

1. Вы можете привыкнуть думать позитивно, даже если это вам не свойственно, если будете себя вести как позитивный человек. Например, исследования показывают, что положительный образ себя как успешного руководителя помогает вам чувствовать себя более похожим на успешного руководителя (Lanaj et al., 2022). Это в свою очередь помогает вам лучше работать в качестве руководителя (Lanaj et al., 2019). Итак, подумайте о положительных образах, которые вам нужны, и предпримите активные шаги, чтобы принять эти образы на работе. Это подтверждено как исследованиями, так и житейской мудростью. У человека, который искренне верит, что мир хороший и люди вокруг хорошие, происходит больше хороших событий в его жизни.

Трус притворился храбрым на войне,

Поскольку трусам спуску не давали.

Он, бледный, в бой катился на броне,

Он вяло балагурил на привале.

Его всего крутило и трясло,

Когда мы попадали под бомбежку.

Но страх скрывал он тщательно и зло

И своего добился понемножку.

И так вошел он в роль, что наконец

Стал храбрецом, почти уже природным.

Неплохо бы, чтоб, скажем, и подлец

Навечно притворился благородным.

Скрывая подлость, день бы ото дня

Такое же выказывал упорство.

Во всем другом естественность ценя,

Приветствую подобное притворство!

Автор: Константин Ваншенкин

2. Если вы уже находитесь в негативном состоянии, постарайтесь вспомнить о том, что вы только что прочитали выше и как можно скорее выйти из него. Проблема негативного отношения в том, что оно склонно углублять само себя. Раздражение нарастает, если его не «выключить». А это ведет к плохим последствиям в реальной жизни. Человек, находящийся в состоянии раздражения, может поссориться с кем-то, нагрубить, совершить много ошибок, о которых будет сожалеть уже спустя полчаса. И цена таких ошибок может быть очень большой. Поэтому, как только вы замечаете у себя состояние раздражения, переключайтесь на что-то другое. Самая простая рекомендация – возьмите паузу и сходите прогуляться или попить чаю. Главное – не думайте о том, что вас выводит из себя.

3. Используйте принцип соответствия идентичности во взаимодействии с другими. Если вы заметили, что у кого-то негативное мышление или идентичность, подумайте, как помочь ему принять более позитивную идентичность. Самое простое – похвалите, как человек сегодня выглядит, или вспомните о том, что вам в нем понравилось раньше. Может, этот человек сейчас в раздражении, но если вы ему скажете, что слышали его выступление на конференции в прошлом месяце, и что вам очень понравилась его грамотная и красивая речь, то такой комплимент сразу же переменит образ мышления этого человека. Ему будет приятно, и вам будет приятно помочь человеку. Небольшое предостережение: если вы будете делать это слишком часто, вас могут обвинить в излишней позитивности, и другие могут перестать вас слушать. Поэтому ищите возможности для использования этого инструмента, но используйте его с осмотрительностью.

Как работодатели оценивают оптимизм и отношение к работе

Работодатели используют три основных вида оценки личностных установок кандидатов:

  1. Личностные опросники на оценку оптимизма и отношения к работе;
  2. Ситуационные (психологические) тесты на оценку оптимизма и отношения к работе;
  3. Специальные вопросы собеседования на оценку оптимизма и отношения к работе.

Наш ресурс специализируется на опросниках и тестах, которые применяются для оценки компетенций и личности кандидатов при приеме на работу. Мы помогаем как кандидатам, которые хотят увидеть примеры таких тестов и подготовиться к ним, так и работодателям, которые хотят провести оценку способностей кандидатов.

Относительно опросников на оценку личностных качеств, важных для успеха в работе, в том числе оптимизма, то наиболее известным из них является OPQ32 от компании CEB SHL. Это был первый опросник такого вида, разработанный специально для оценки кандидатов при приеме на работу. Многие другие опросники на оценку качеств личности и способа мышления являются медицинскими и слабо подходят для применения в сфере управления персоналом. На основе опросника SHL OPQ32 были созданы многие другие современные опросники и анкеты для оценки качеств кандидата – опросники Hogan, Talent Q, Kenexa, российские опросники от ЭКОПСИ и HT Lab и другие. Те опросники, которые вы найдете на сайте HRLIDER и EMPLOYER.HRLIDER также основаны на базе и методике оценки SHL OPQ32. Во всех этих опросниках от кандидата требуется выбрать утверждение, которое ему подходит и не подходит. Пример такого утверждения и вопроса вы можете видеть ниже. А еще ниже показан пример отчета.

личностный опросник shl opq32 коммуникативные навыки

 

Личностный опросник OPQ32 SHL пример отчета

Ситуационные тесты на оценку оптимизма и отношения к работе применяют иной вид оценки. Такие тесты представляют собой мини-кейсы, в которых описывается какая-либо ситуация, которая может иметь место в рабочем процессе. Чаще всего такая ситуация представляет собой проблему или конфликт. От кандидата требуется выбрать из нескольких предложенных ответов наиболее подходящий вариант разрешения этой проблемы. То, какой ответ выбирает кандидат, может много рассказать о его профессиональных компетенциях и его личности, в том числе такой черте как оптимизм по отношению к работе. В базе тренировочных тестов на HRLider.ru вы найдете более 600 ситуационных (психологических) тестов на различные компетенции. Такие тесты даже еще точнее и лучше подходят чтобы провести оценку такой черты личности как оптимизм.

А для работодателей у нас создана отдельная база тестов на оценку отношения к работе и таких сопутствующих компетенций как рабочая этика, самоконтроль, эмоциональный интеллект и оптимизм.

Вопросы собеседования на оценку отношения к работе и оптимизма как компетенции могут включать такие вопросы:

  • Расскажите о ситуации, когда вам пришлось взаимодействовать со сложным клиентом.
  • Расскажите о ситуации, когда вы находились под большим давлением или в ситуации большой перегрузки на вашей работе.
  • Расскажите о ситуации, когда у вас был конфликт или сложная ситуация с вашим руководителем или коллегой.

Все такие вопросы обычно являются вопросами открытого типа, то есть вам нужно рассказать историю о том, как вы вели себя в сложной ситуации. Оценка отношения к работе и оптимизма тут проводится достаточно просто – если кандидат при рассказе о ситуации много жалуется и винит других или обстоятельства, то, скорее всего, оптимизм ему не свойственен. Грамотный кандидат должен объективно оценивать причины конфликта или сложной ситуации и делать выводы из ситуации, которые помогли ему стать опытнее и сильнее после разрешения ситуации. Даже если описанная кандидатом ситуация завершилась не очень хорошо, но кандидат никого не винит и сделал для себя выводы, чтобы не оказаться в такой ситуации снова, то это характеризует его как грамотного, ответственного и владеющего собой человека, которому как раз свойственен оптимизм по отношению к работе.

Выводы

Если вы находитесь в поиске работы или думаете о переходе в новую компанию, то отношение к работе и оптимизм – это одни из наиболее важных компетенций, которые работодатели оценивают при приеме кандидатов на работу. На HRLider вы сможете провести оценку 21 показателя черт своей личности (в том числе оптимизм, этичность, отношение к работе, умение решать проблемы и другие), профессиональных компетенций, мотивации и интеллекта и потренироваться проходить тесты конкурса Лидеры России, в том числе тесты на управленческий потенциал и другие тесты при приеме на работу, которые используют все основные работодатели России и мира. Таких тестовых вопросов у нас сейчас более 4000, и они помогут вам, если вы готовитесь к тестированию перед приемом на работу или готовитесь к конкурсу.


Начните с бесплатного демо-доступа по кнопке Попробовать бесплатно ниже или свяжитесь с нами при любых вопросах.

Попробовать бесплатно

Начать подготовку 

Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку личности, мотивации, компетенций и интеллектуальных способностей кандидатов.  Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования, доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов. 

Позвоните нам по телефону или в мессенджерах +7906-13-77-333 и мы откроем для вас демо-доступ на EMPLOYER.HRLIDER с бесплатными 5 ссылками на тестирование кандидатов и расскажем как применять наши тесты и иные инструменты оценки персонала и кандидатов для вашей организации.


Об отношении к работе читайте также в наших других статьях:

Если вы знаете свой стиль плохого настроения, то сможете сделать плохие дни лучше

Отношение к работе: примеры, способы его улучшить и как его оценивают работодатели

 Управление гневом и самоконтроль эмоций на рабочем месте

О других тестах от различных тестовых компаний вы сможете узнать в наших статьях:

Тесты Talent Q: особенности, виды, примеры, прохождение

Психометрические SHL тесты

Особенности тестов SHL, Talent Q, Saville, KENEXA

Мотивационный опросник MQ: его цели и критерии оценки

Тесты на оценку лидерского потенциала Korn Ferry (KFLPA)

Все о вербальных тестах

Психологические тесты для руководителей

Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам

Ключевые компетенции, которые оценивают работодатели при приеме на работу

Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению

Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»

Ситуационные тесты на сильные стороны

Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Рабочие компетенции: определение, типы и примеры оценки

Самоорганизация как компетенция для оценки при приеме на работу

Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют

Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления

Как пройти психологический тест при устройстве на работу

Больше про конкурс, тесты Лидеры России, советы по подготовке и истории успеха вы можете узнать в наших статьях:

Как подготовиться к конкурсу Лидеры России 2023

Тест на управленческий потенциал и опросник оценки компетенций конкурса «Лидеры России» 2021

Полуфинал и финал конкурса «Лидеры России» 2018-2019: ретест и групповые задания

Суперфинал конкурса Лидеры России 2020: отзыв финалиста и победителя

Личная история участника конкурса «Лидеры России»

Полуфинал конкурса Лидеры России 2020: отзывы участников