Многие считают экзамены или тестирование чрезвычайно стрессовым событием. Если вы испытываете волнение перед экзаменом и беспокоитесь, что будет если вы его не сдадите, безусловно это может оказать негативное влияние на результат. Для того, чтобы избавиться от подобного стресса, существует эффективная упреждающая стратегия, с помощью которой вы сможете подготовиться перед сдачей экзамена или прохождением любого психометрического теста.
Волнение перед экзаменом когда-то считалось одномерным. Однако в настоящее время есть доказательства того, что тревога перед экзаменами или тестами многомерна. Её можно разделить на четыре аспекта: беспокойство, эмоциональность, вмешательство посторонних мыслей и неуверенность. В прошлом психологические исследования по преодолению предтестовой тревоги были сосредоточены на самой ситуации экзамена. Однако в более поздних исследованиях рассматриваются не только ситуации, возможные на экзамене/тесте, но также и этап обучения, а также этап подготовки и практики, поскольку они не менее важны в задаче преодоления предэкзаменационной тревоги.
Исследователь Стоубер в 2004 году описывал волнение перед экзаменом как ситуацию, при которой тестируемые имеют тенденцию реагировать с повышенной тревогой прохождением экзамена/теста и его результатом. Два первоначально выделенных элемента предтестовой тревоги включали когнитивный компонент (беспокойство) и аффективный компонент (эмоциональность). Беспокойство в этом контексте включает в себя общие опасения по поводу оценки и опасения по поводу неудачи и последствий неудачи. Эмоциональность в этом контексте относится к восприятию неконтролируемых реакций тела, которые испытываются в ожидании экзамена или тестирования (учащенное сердцебиение, потливость, сложность с мыслительной концентрацией). Понятие «интерференционное измерение» предтестовой тревоги было введено психологом Сарасоном в 1984 году. Интерференция или, по-русски, вмешательство — это возникновение мыслей, которые вмешиваются и вредят нашей концентрации (отвлекают) во время экзамена или тестов.
Основной интерес к исследованию тревоги перед экзаменами заключается в том, как справиться с этой тревожностью и неопределенностью. В ряде исследований были рассмотрены способы устранения или уменьшения воздействия основной причины стресса и тревоги. Цель состоит в том, чтобы контролировать и устранять негативные эмоции и укреплять и продвигать адаптационные, позитивные мысли и эмоции, тем самым стимулируя успешное выполнение заданий экзамена. Результаты исследований в этой области показали, что упреждающие методы преодоления трудностей, такие как подготовка и практика тренировочных экзаменационных заданий или тестов, в значительной степени связаны с уровнем тревожности и, в конечном итоге, с результатами экзамена. То есть предварительная подготовка и отработка тренировочных тестов, как было доказано, снижает волнение перед экзаменом и улучшает результаты итогового экзамена или тестирования.
Недавнее исследование, проведенное Стоубером, было посвящено тому, как эти четыре аспекта (беспокойство, эмоциональность, вмешательство мыстлей и отсутствие уверенности) связаны с тем, как тестируемые справляются с тревогой и неопределенностью перед экзаменом или тестированием. Исследование показало, что сосредоточенность на тестовых задачах и предварительная практика заданий и тестов снижали уровень беспокойства. То есть, некоторое беспокойство перед прохождением реального экзамена/теста служит положительным стимулом для тестируемого при подготовке к нему. Кроме того, они обнаружили значительную отрицательную связь между уклонением от подготовки и тревогой перед экзаменами. Преодоление волнения седативными (успокоительными) препаратами или иными способами отвлечения, а не подготовкой к заданиям — это техника дезадаптации, характеризующаяся попытками игнорировать и избегать размышлений и подготовки к экзамену. Исследователи пришли к выводу, что успешное прохождение экзамена или теста требует упреждающего позитивного поведения, такого как подготовка и отработка максимально возможного количества примерных экзаменационных или тестовых заданий.
Вывод такой: волшебной таблетки не существует. Если вы хотите хорошо сдать экзамен или тест — ответственно готовьтесь к нему. Это даст вам знания, покой и уверенность. Иных вариантов нет.