Будь вы генеральным директором крупной корпорации или руководителем небольшой команды, вы обнаружите, что большую часть своего рабочего времени проводите в беседах с подчиненными. Особенно на высших уровнях организационной иерархии руководители проводят от 70 до 80% своего времени в беседах, в основном с теми, кто работает под их началом. Руководители используют различные стили общения, но в целом их цель — заставить подчиненных работать над достижением общей цели.
По мнению немецких психологов Нильса ван Квакебеке и Фабиолы Герпотт, стили общения руководителей делятся на два типа, которые они называют «расскажи и продай» и «спрашивай и слушай». В статье, опубликованной в журнале Current Opinion in Psychology, они описывают различия между ними и правильные ситуации для использования каждого из них.
В нашей статье мы расскажем об этих двух стиля управления, почему каждому руководителю важно уметь использовать разные стили управления и способы коммуникации и как работодателю оценить навыки коммуникации у кандидатов на управленческие позиции.
Разговор с человеком, с которым мы не согласны, — стресс для большинства из нас. Напряжение в споре быстро нарастает, особенно в периоды неопределенности. В России и мире сейчас непростые времена, в обществе раскол, экономические и политические проблемы привели к тому, что у многих людей мнения сильно различаются – до такой степени, что они готовы яростно защищать их. И проблема усугубляется тем, что многие из нас не умеют общаться с «другой стороной». Когда каналы коммуникации не работают, мы можем нанести значительный ущерб нашим рабочим отношениям, нашим семьям и даже всей нашей стране.
В этой статье мы рассмотрим способы улучшения бесед с людьми, с которыми мы не согласны по тем или иным вопросам. Эти способы проверены и хорошо работают в рабочих коллективах, а также при любых других обстоятельствах, когда вам приходится отстаивать свою точку зрения.
Джеффри Бернштейн, Psychology Today
Билл, мой клиент по психологическим консультациям, сидел передо мной с потерянным видом. Он сказал: «Доктор Джефф, я не могу поверить, что они меня уволили. Я выкладывался на полную катушку в этой компании». Билл рассказывал про свое недавнее увольнение с работы, где он проработал 9 лет. Мы с Билом обсудили его боль и печаль из-за потери работы. Мы также обсудили, что получение новой желанной работы не ограничивается наличием нужной квалификации и навыков. Я рассказал о том, что работодатели все больше интересуются кандидатами, которые отвечают техническим требованиям и обладают сильными психологическими качествами.
В этой статье я расскажу про три психологических актива, над которыми следует поработать Биллу и любому другому человеку, ищущему работу, чтобы значительно повысить свои шансы на хорошую презентацию о себе на собеседовании и получить желанную и хорошую работу. Эти стратегии опираются на возможности прикладной позитивной психологии.
Нир Башан, Psychology Today
Ужасный, идиотский, невыносимый начальник. Эта беда случалась почти с каждым из нас в тот или иной момент нашей трудовой карьеры. Мне выпала большая удача (или несчастье) побывать по обе стороны этого уравнения. Я страдал от начальника-идиота, а также сам когда-то был начальником-идиотом. Да, я только что написал это, потому что считаю, что никто не рождается хорошим руководителем — этому нужно учиться. Но пока что существует очень мало ресурсов, которые помогут вам справиться с проблемой плохого начальника, поэтому в этой статье я хочу поделиться с вами тремя стратегиями, которые вы можете использовать, чтобы творчески преодолеть это испытание.
Все мы бывали в такой ситуации: вы получаете сообщение или письмо от коллеги по работе, и с первого предложения вы чувствуете раздражение. Вы читаете дальше и обнаруживаете, что с каждым словом заводитесь все больше. Ваша первая реакция — встать в оборону. Или, наоборот, атаковать. Или просто разозлиться.
Оказывается, наша импульсивная реакция на происходящее на работе может быть непродуктивной и вредной. Такие вещи, как получение неприятного письма с обвинениями, может выбить нас из колеи и заставить потерять равновесие. В результате может возникнуть конфликт, который приведет к еще большим проблемам. Более того, в условиях раздражения любое новое слово может быть неверно истолковано нами, что приведет к обману в истинных намерениях общения.
Начнем эту статью с реальной истории одного кандидата. Роман проработал в колл-центре небольшой компании в течение трех лет, обеспечивая аутсорсинговое телефонное обслуживание клиентов для компании сотовой связи. Несмотря на то, что он не мог похвастаться особой уверенностью в себе, его рабочая эффективность, клиентоориентированность и показатели обслуживания — все они измерялись точными объективными методами — были значительно выше среднего. Когда эта же сотовая компания открыла собственный колл-центр недалеко от его дома, Роман решил перейти к ней на работу. Таким образом, он мог бы сэкономить время на ежедневных поездках на работу, занимаясь той же самой работой за примерно одинаковую зарплату.
Сначала приведем немного данных из Америки. В ходе недавнего опроса американская железнодорожная компания Union Pacific, в которой работает около 50 тысяч человек, была признана одним из худших работодателей Америки. Отзывы на Glassdoor показывают, что сотрудники работают подолгу и сверхурочно при низких льготах и зарплатах. Сотрудникам не хватает баланса между работой и личной жизнью, часто происходят увольнения — все это способствует низкому уровню удовлетворенности сотрудников. Только 20% ее текущих или бывших сотрудников порекомендовали бы работу в этой компании друзьям, а рейтинг одобрения генерального директора составляет всего 16%.
На работе вы имеете дело с таким количеством людей, которые находятся в разных точках организационной диаграммы — вверху, внизу, сбоку и по диагонали, — что для того, чтобы правильно расставить приоритеты и настроиться на успех, вам необходимо в первую очередь организовать движение информации по вертикали. Вы должны четко знать, где у вас есть свобода действий, а где ее нет. Единственное место, где можно получить такую ясность, — это верх, то есть у вашего руководителя.
Если вы пытаетесь стать лучшим менеджером, то, скорее всего, у вас недостаточно опыта. Это не осуждение, просто такова реальность большинства руководящих должностей: cлишком много людей получают повышение, потому что они хороши в своем деле, но их никогда не учили управлять подчиненными. Неэффективное управление — это не признак лени, апатии или неумелости. На самом деле все совсем наоборот. Большинство случаев неэффективного управления — это результат плохих советов и постоянной череды причуд со стороны более вышестоящего руководителя, а также излишнего старания нового управленца. Руководители, которые ежедневно испытывают трудности, обычно больше всего заботятся о своих сотрудниках и работе. Просто они думают неправильно о некоторых процессах и причинах.
Кто является для вас образцом лидерства? Если вам посчастливилось встретить сильных лидеров в реальной жизни, то это может быть вдохновляющий учитель или руководитель, который оказал на вас большое влияние. Но даже в этом случае, по крайней мере, некоторые из ваших представлений о великом лидерстве, скорее всего, приходят с экрана телевизора. В последнее время в социальных сетях появилось множество статей и постов, в которых обобщается мудрость лидерства, почерпнутая из фильмов. Найти ценные уроки лидерства в популярных фильмах помогает эластичность определений лидерства в нашем сознании. Кажется, что «лидерство» означает все, что угодно: от «вести себя так, чтобы вдохновлять» до «получать глубокие уроки о себе». Но если придерживаться хрестоматийного определения лидерства — «влияние на других для достижения общей цели» (Нортхаус, 2019), — то Голливуд часто дает нам неверное представление о нем, а российское кино вообще до сих пор не вышло из стереотипов о жестоких боссах из 90-х. Советское кино, конечно, в этом плане было лучше и показывало много примеров грамотного управления людьми, но, к сожалению, молодые люди даже не знают многих хороших советских фильмов, а растут на американских.