Тесты при приёме на работу
8-800-250-240-6 Звонок по России бесплатный

Как определить свой стиль лидерства

Конкурс Лидеры России

Эту статью мы предлагаем вашему вниманию в продолжение нашего цикла статей о конкурсе «Лидеры России».

Как показал опыт конкурсантов, в 2017 году самым сложным этапом дистанционного отбора участников оказались тесты на определение лидерского потенциала и управленческих компетенций. Многие участники были очень разочарованы тем, что им не удалось набрать достаточно высокий балл по этим тестам, ведь это закрывало дорогу в очный этап конкурса, где и начиналось самое ценное — встречи с интересными людьми со всей России. Признаемся, среди этих разочарованных участников, которым не посчастливилось пройти этот этап, оказались и мы. Поэтому в текущем году мы вместе с вами включаем режим турбоускорения для подготовки к начинающемуся в 2018 новому туру конкурса.

Предлагаем начать с краткого определения вашего стиля руководства и основных определений и критериев понятия «лидерство».

Итак, оно включает в себя:

— способность мотивировать и направлять других людей;

— принятие ответственности за направление движения и действия команды;

— постановку целей;

— организацию и мотивацию подчиненных;

— инициативность;

— настойчивость в выполнении задуманного;

— сохранение позитивного духа при неудаче;

— принятие ответственности за ошибки;

— гибкость, умение адаптироваться.

Как стать лидером?

— Используйте вашу инициативу как возможность развития. Станьте лидером до того, как другие увидят его в вас. Крупные организации всегда поощряют тех, кто действительно ведет людей за собой, а не просто руководитель «на бумаге».

— Прежде всего примите ответственность за достижение собственных целей и определите приоритеты своего развития.

— Будьте нацелены на достижение результата даже в ситуациях неопределенности. Старайтесь решать проблемы, а не передавать их.

— Не просто выполняйте требования, а делайте — больше, лучше, берите на себя должностные обязанности. Делайте работу, благодаря которой вас заметят.

— Демонстрируйте энтузиазм: это запомнят, и, в конце концов, все будет вознаграждено.

— Берите проблемы на себя. Умейте предвидеть их и быстро обходить или решать.

— Предлагайте и вводите улучшения.

— Развивайте инновационные практики. Цените людей, которые умеют мыслить нестандартно.

— Развивайте в себе новые навыки, которые могут повысить вашу производительность.

— Используйте здравый смысл и старайтесь быть критичным к себе, а не к другим.

Стили лидерства:

I. Авторитарный

(другое название — транзакционный. «Транзакция» — плата персоналу за его работу).

Авторитарный лидер Авторитарный лидер

Пример: Наполеон Бонапарт, Иосиф Сталин

Уровень контроля: Высокий (указание, директива, контроль).

Что включает:

1) Практически полную власть руководителя над членами команды, то есть право поощрять за хорошее выполнение директив и наказывать за невыполнение требуемых стандартов.

2) Лидер говорит, что делать, не спрашивая мнения сотрудников. У них практически нет возможности вносить изменения в принятый порядок, даже если они могут быть полезными.

3) Нормой этот стиль считается только в редких, определенных случаях.

4) Акцент делается на краткосрочных задачах, поэтому должен считаться стилем управления, а не лидерства.

Когда используется:

1) В ситуациях нехватки времени и при хорошей мотивированности сотрудников.

2) Для работы над рутинными и простыми задачами.

3) В кризисных ситуациях.

4) С трудными подчиненными.

Плюсы:

1) Может принести быстрый результат.

2) Команда может быть очень продуктивной на краткосрочном этапе, но, если лидер-руководитель покидает группу на длительное время, продуктивность резко падает.

Минусы:

1) Отсутствуют передача опыта, обмен мнениями — преимущества коллективной работы теряются.

2) Сотрудникам сложно найти мотивы для получения удовлетворения от работы, возможны неприязнь к лидеру и высокая текучка персонала.

3) Без контроля со стороны руководителя и страха перед ним продуктивность работы падает.

II.Процедурный

(другое название — бюрократический, менеджерский, целеориентированный)

Процедурный лидер  Процедурный лидер

Пример: Флоренс Найтингейл, Леонид Брежнев

Уровень контроля: Высокий (указание, директива, контроль).

Что включает:

1) Работа по «методичке» — члены команды строго следуют инструкциям.

2) Фокус устанавливается только на выполнении задачи без каких-либо отклонений.

3) Моральное состояние подчиненных не принимается в расчет.

4) В реальности для здоровой компании требуются как целеориентированные управленцы, так и человекоцентристские лидеры, которые уделяют внимание людям в команде.

Когда используется:

1) В задачах, где требуется большое внимание к деталям.

2) Хорошо подходит для работы с повышенным уровнем риска, например, с опасными механизмами и производствами или с крупными суммами денег.

Плюсы:

1) Четкое определение задач и инструкций.

2) Четкая структура, которая, как правило, подразумевает хорошую работу по планированию, организации рабочего процесса и контроля.

Минусы:

1) Негибкость процедур и высокий уровень контроля могут деморализовать членов команды и уменьшить способность быстро реагировать на изменение обстоятельств.

2) Проблемы, подобные возникающим при авторитарном управлении, — низкая личная заинтересованность и мотивация людей, низкое личное удовлетворение от работы.

III.Трансформационный

(другое название — харизматический; стиль, при котором лидер вдохновляет)

Харизматичный лидер Харизматичный лидер

Пример: Барак Обама, Дональд Трамп

Уровень контроля: Средний (указание, убеждение, делегирование).

Что включает:

1) Лидер вдохновляет видением того, что должно произойти. Он описывает основную цель, но дает своим людям свободу самим работать над ее достижением.

2) Полностью сконцентрирован на организации, поддержке и развитии команды.

3) Постоянно ищет идеи, которые могут помочь продвинуться к намеченной цели.

4) Трансформационные лидеры — это очень публичные люди, всегда находящиеся в общении. Общение — это база для достижения общего видения цели. Они не всегда сами определяют процесс, больше делегируют задачи.

Когда используется: Это наиболее распространенный стиль в настоящее время.

Плюсы:

1) Мотивирует на эффективность.

2) Способствует развитию командной работы и сотрудничества.

3) Лидер зачастую заражает своим энтузиазмом и энергией людей вокруг.

4) Строит вдохновляющее видение будущего.

Минусы:

1) Может затягивать работу и вести в никуда, если все время будет тратиться на чрезмерные разговоры.

2) Для достаточной эффективности трансформационный лидер должен быть окружен менеджерами с процедурным стилем управления, которые смогут «поставить» процесс рутинной работы, в то время как он будет рисовать картину будущего и вдохновлять идеями.

IV. Участвующий

(другое название — демократический, или консультационный)

Демократический лидер Демократический лидер

Пример: Нельсон Мандела, Михаил Горбачев

Уровень контроля: Средний (указание, убеждение, консультирование).

Что включает:

1) Способствует достижению консенсуса — руководитель определяет конечное решение при активном участии в обсуждении.

2) Постоянно запрашивает мнение своих людей и основывается на нем при принятии решений. Команда всегда информирована и вносит предложения.

3) Лидер не может знать всех аспектов, поэтому во многом зависит от грамотных специалистов.

4) Этот стиль не является признаком слабости, наоборот, — признаком силы, которая приводит к уважению от сотрудников.

Когда используется:

1) Когда требуется организационная гибкость и личная ответственность каждого.

2) Где командная работа поставлена во главу угла.

3) Когда качество важнее, чем скорость или продуктивность.

Плюсы:

1) Взаимная выгода — позволяет всем участвовать в управлении, а лидеру получать обратную связь и принимать более осознанные решения.

2) Мотивация для подчиненных работать активно. Это увеличивает их материальную выгоду и моральную удовлетворенность.

3) Способствует построению эффективной командной деятельности.

4) Наиболее выгодный с точки зрения качества и продуктивности.

Минусы:

1) Может вести к нерешительности при принятии решений, и некоторые могут чувствовать себя вне коллектива.

2) Участие в процессе обсуждения всего коллектива требует времени, принятие и выполнение решений происходит медленнее, чем при более авторитарных стилях, но результат обычно лучше.

V. Делегирующий

(другое название — служащий. Лидер не признан формально, управляет только выполнением потребностей).

Служащий лидер

Пример: Махатма Ганди (он такой единственный)

Уровень контроля: Низкий (совет, консультирование, участие, наблюдение)

Что включает:

1) Решения принимают члены команды, но главный принимает на себя ответственность за них.

2) Спрашивает мнения людей. Они принимают решение, которое затем санкционируется лидером.

3) Участвует в обсуждении как рядовой член коллектива и заранее соглашается исполнять любое его решение.

4) Сотрудники не подконтрольны и сами несут ответственность за выполнение своих задач.

5) Эффективность достигается тем, что лидер наблюдает за выполнением работы и регулярно общается с людьми.

Когда используется:

1) Когда руководитель доверяет членам своей команды.

2) Когда они очень опытны и ответственны — могут самостоятельно анализировать ситуацию и определять задачи, способы их выполнения (пример — группа ученых).

Плюсы:

1) Очень востребован в мире, где власть достигается на основе идей и ценностей, которые проповедуются.

2) Лидер не может сделать все задуманное, поэтому он только определяет приоритеты и делегирует задачи.

Минусы:

1) Часто менее эффективен в плане качества и продуктивности по сравнению с другими.

2) Плохо подходит в условиях жесткой конкуренции.

3) Часто возникает спонтанно в ситуациях, когда руководитель ослабляет контроль.

Применение стилей управления

Применение стилей управления

В различных ситуациях требуется использовать наиболее подходящий стиль. Лидерство включает в себя управление, координирование и контроль, взятие ответственности за людей, их направление и мотивацию. Хороший руководитель, в зависимости от сложившейся ситуации, применяет различные подходы, в то время как слабый — только один, привычный ему. В современном бизнесе большинство управленцев используют как целеориентированный, так и человекоориентированный.

В учебном заведении или в общественной организации наиболее подходящим является построенный на общем участии. Но руководителю производства на заводе чаще всего может требоваться процедурный или авторитарный. Поэтому вам нужно учитывать характер рабочей задачи.

Пожарный офицер, руководящий борьбой с серьезным пожаром, может быть авторитарным, чтобы принимать мгновенные решения и выкрикивать команды, но при обучении персонала стиль участия будет более эффективным.

Для разных подчиненных также требуются разные подходы. Если у вас в команде умный, компетентный и заслуживающий доверия сотрудник, то более эффективно и выгодно использовать уважительный трансформационный метод управления, тогда как с кем-то ленивым и ненадежным может потребоваться авторитарный.

При выборе оцените следующие данные:

— Навыки, опыт и отношение к вам и друг другу членов вашей команды.

— Является ли работа рутинной или инновационной.

— Ваш собственный стиль управления, свойственный вам или применяемый в текущее время.

Что внешне присуще хорошему лидеру?

Внешние черты хорошего лидера

Это непростой вопрос, но большинство авторов, изучающих тему, называют следующие внешние характеристики и черты поведения:

— умение устанавливать зрительный контакт (смотреть в глаза и читать по лицу);

— искренняя улыбка;

— уверенные жесты, расслабленное открытое положение тела;

— лидер не сводит и не сцепляет руки, при разговоре не касается лица;

— умение показать собеседникам, что они важны, и находиться с ними рядом приятно (кивать головой, касаться собеседника за руку);

— при разговоре в группе уделять внимание каждому собеседнику (достаточно даже просто взгляда), стараться показать заинтересованность всеми;

— умение говорить сложные вещи простыми понятными словами;

— умение подниматься или спускаться на любой уровень, чтобы уметь разговаривать как с равным и с президентом, и с простым работягой;

— при разговоре лидер говорит чисто, свободно, четко и уверенно.

Мотивация команды

Мотивация команды

Отдельной и особо сложной темой является управление мотивацией подчиненных. Вознаграждения, такие как денежные премии и бонусы, обеспечивают краткосрочный рост производительности, но в конечном итоге уменьшают долгосрочную мотивацию. Оплата в зависимости от производительности также практически не имеет долгосрочного значения для мотивации персонала.

Исследования, проведенные Институтом лидерства и менеджмента, показали — лишь немногие сотрудники заявили, что бонусы побуждают их быть более активными.

По мнению опрошенных, наиболее важными мотивами являются следующие:

— 59% чувствовали, что самым важным мотивом было удовольствие от работы;

— 49% назвали общую оплату;

— 42% необходимы хорошие отношения в коллективе;

— 22% хотят справедливого отношения от руководства;

— 22% хотят автономии: для них важно, сколько над ними контроля.

И только 13% сотрудников сказали, что премии служат основным мотивом для более активной работы.

Получение регулярных отзывов от руководства, предоставление сотрудникам свободы действий в их задачах, возможность инноваций и улучшение офисной среды также считаются важными условиями для мотивации персонала. То есть все эти задачи входят в сферу ответственности хорошего лидера.

Хорошие менеджеры сами являются ключевыми мотиваторами и могут значить очень много для своих команд. «Пять принципов» хорошего управления: коучинг, предоставление обратной связи, выслушивание, награждение и признание успеха, управление эффективностью. Что-то такое простое, как фраза вашему сотруднику «вы отлично поработали …», может сильно повысить его доверие, вызвать чувство гордости и удовлетворения и побудить больше заниматься своей работой.

Две трети (61%) сотрудников заявили, что в их компании выстроена система оценки производительности и поощрения, но четверть респондентов (25%) считают, что оценка плохо выполняется их конкретным руководителем. Оценки были менее эффективными в управлении работой и мотивацией среди женщин.

Рабочие атрибуты успешного руководителя по отношению к подчиненным:

— хороший коммуникатор;

— хороший тренер, который передает опыт;

— наделяет команду нужными инструментами и полномочиями и не занимается микроменеджментом;

— проявляет заботу об успехе и благосостоянии своих людей;

— является продуктивным и ориентированным на результат;

— помогает с развитием карьеры;

— имеет четкое видение/стратегию для команды;

— имеет нужные технические навыки, является хорошим специалистом.

Единственный способ научиться лидерству — это быть им. Но это не значит, что нельзя воспитывать в себе лидерские качества.

На нашем сайте вы найдете около 100 тестовых заданий различной сложности для оценки лидерского потенциала и управленческих компетенций. Пройдя их и ознакомившись со стратегиями их решения, вы будете лучше подготовлены к реальному тестированию. Помимо самих тестов вы найдете детальные описания основных шагов для решения любых задач на ситуативное поведение.

Если вы решили принять участие в конкурсе «Лидеры России», то тесты, представленные на нашем ресурсе, также помогут вам. К тому же мы уже опубликовали статью «Как подготовиться к конкурсу «Лидеры России», в которой представили основные советы по подготовке.

Упражнения и тесты, которые вы найдете на HRlider.ru, помогут оценить разные способы руководства и атрибуты, которые присущи хорошему лидеру, но они все равно не заменят реальность. Чтобы расти в этом направлении, берите на себя главенствующие позиции — в групповом проекте, управлении студенческим обществом, спортивной командой или хотя бы просто став помощником руководителя. Внимательно наблюдайте за тем, что работает на вас, и учитесь на своих ошибках.

Недаром французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал: «Вождь — это человек, который берет на себя ответственность. Он говорит: «Меня побили», он не говорит «Мои люди были побиты».
Пройти примеры тестов